18,2 тыс подписчиков
[Ships]
Размещение самолетов для подводных лодок (СПЛ) и подводных лодок-авианосцев была достаточно популярной темой в 30-е годы прошлого века. И если мы уже затронули историю подводной лодки "Этторе Фиерамоска", то вполне уместно будет добавить несколько "штрихов" к этому кораблю - как кораблю-носителю СПЛ.
Существует мнение, что при проектировании этой субмарины как носителя самолета итальянцы ориентировались на американский опыт и результаты постройки и эксплуатации подводной лодки S-1. Эта американская лодка стала первой в мире плавучей лабораторией для испытания действий самолетов с подводной лодки. На корме это лодки, за ограждением руки открыто установили прочный цилиндрический ангар-контейнер, слегка утопленный в деревянный настил палубы, где и хранился самолет (диаметр 1,8 м, длина 7 м, взлет с воды, спуск - за счет дифферента ПЛ). К тому же опыты с британской М-2 тоже, думаю, были известны.
Но итальянцы "пошли дальше" - "Фиерамоска" получила цилиндрический ангар тяжелого типа (2х8 м), который был вписан в кормовую часть развитого ограждения рубки, причем носовая часть была использована для установки закрытого обтекателем укороченного 120-мм орудия.
Для спуска самолета применяли "американский способ" - следовало "притопить" субмарину (или выполнить погружение), чтобы собранный гидросамолет мог оказаться на воде.
Для приема на борт использовали буксируемый посадочный тент, на который должен был "заскочить" ("вбежать") гидросамолет (ГСМ) и там же затормозить. Надо сказать операция была не простой - во время этой операции подводная лодка должна была идти с дифферентом на корму. При этом, после того как гидросамолет оказывался на тенте, его надо было подтягивать к ангару, причем над притопленной палубой. Судя по всему потом лодка всплывала и ГСМ оказывался на палубе. А если волнение?
В целом вопросы оставались, как и оставались вопросы к ходовым качествам субмарины. Наличие тяжелого ангара ухудшало остойчивость и управляемость, а в отчете советской военно-морской делегации сообщалось, что при пробном погружении "Этторе Фиерамоска" вообще отказалась погружаться! Герметичный ангар добавлял плавучесть?
Вот что было хорошо, так то, что для этой субмарины удалось создать целых два складных гидросамолета-моноплана: -цельнометаллический двухпоплавковый моноплан Макки М-53 с толстым низкорасположенным крылом
-деревянно-металлический моноплан-парасоль Пьяджо-Пегна Р-8 с металлической обшивкой.
Вот так получилось - самолеты были созданы и прошли испытания, но своего носителя они так и не дождались.
Подводная лодка "Этторе Фиерамоска" вступила в строй уже без ангара, а ее дальнейшая судьба нам известна.
На фото:
1- субмарина еще с ангаром
2-гидросамолет Макки М-53
3-гидросамолет Пьяджо Р-8
2 минуты
29 января 2023
607 читали