Найти в Дзене
493 подписчика

Рыбопромышленник и судовладелец Карл Юрьевич Спаде. В конце XIX века русские ученые провели успешные эксперименты по лову трески и других рыб в Баренцевом море при помощи трала (большая сеть которую тянет судно траулер). Уже в 1904 году этот опыт стали использовать иностранцы, прежде всего англичане. С каждым годом иноземных траулеров становились всё больше, а поморы продолжали ловить треску "дедовским способом" - ярусом недалеко от берега. В 1906 году русский капитан и рыбопромышленник Николай Лукич Копытов в частном порядке стал заниматься траловым промыслом на суднах «Эрлинг» (1906г.) и "Николай" (1906 -1908гг.). В след за ним и другие поморы-рыбопромышленники стали пытаться, с переменным успехом, освоить новый способ лова. В 1910 году в Архангельской губернии появилась первая фирма специализирующаяся на траловом промысле. Основал её предприниматель Карл Юрьевич Спаде. Карл Юрьевич Спаде родился в 1879 году в Курляндии (Латвия). Уже с 14 лет он начал ходить в море. Принимал участие в различных экспедициях, в том числе ходил штурманом на первом русском ледоколе арктического класса «Ермак». Побывав с "Ермаком" на Севере, он решил остаться в Архангельской губернии. В 1910 году К. Ю. Спаде прибыл на Мурман и основал фирму «Русские северные морские промыслы К. Ю. Спаде – траловый лов и рыбная торговля» с правлением в городе Архангельске. В том же году он приобрел в Англии два небольших судна «Север» и «Восток», которые уже отходили свой век и были англичанами списаны как устаревшие. Промысловая база была основана в порту незамерзающей Екатерининской гавани г. Александровска (ныне г. Полярный). В 1912 году Карл Спаде приобрел еще два судна: «Юг» и «Запад». Русские траулеры стали осуществлять лов не только в Баренцевом море, но ходили и в Норвежское море, вплоть до берегов Исландии. Выловленная рыба доставлялась в порты России, а также в Англию, где на вырученные деньги промышленник покупал каменный уголь. Промысел фирмы оказался удачным и К. Ю. Спаде даже хотел увеличить свой траловый флот доведя количество судов до 50 единиц. К сожалению, начавшаяся в 1914 году Первая мировая война остановила развитие русского тралового промысла и разорила фирму К. Спаде. Два траулера его фирмы "Север" и "Юг" подорвались на немецких минах на входе в Белое море (по другой версии были затёрты льдами), а позже два других судна были украдены англичанами во время Гражданской войны и интервенции на Севере. Дальнейшая судьба организатора первой русской небольшой, но успешной траловой флотилии не известна.

Рыбопромышленник и судовладелец Карл Юрьевич Спаде.
2 минуты