Найти тему

Сегодня психотерапевт вытащил из меня любопытнейшее воспоминание. Как и в прошлый раз, мы разбирались в моих взаимоотношениях с отцом, и вот, что я вспомнил.


Однажды папа сказал: «Ты молодец! Я же всегда говорю, когда ты молодец!». Мне было лет восемь, я учился во втором классе и получил за контрольную работу по математике не одну, а три пятёрки — успел решить оба варианта и сделать дополнительное задание. Я хорошо постарался и отец похвалил меня — кажется, всё отлично.

Вот только это был единственный раз, когда он сказал, что я молодец. И ладно бы так, но у юного меня отложилось, что когда я молодец — отец всегда это отмечает.

Следующие тридцать лет я не был для себя молодцом, потому что об этом никогда не говорил папа. Ни когда я был школьником, ни когда поступил в институт, ни когда стал жить отдельно и окончательно повзрослел, ни даже теперь, когда я и сам стал отцом.

Гордился, хвастался перед друзьями, пару раз хлопал по плечу или ещё как-то поддерживал — было. Но никогда не говорил больше простых слов: «Миша, ты молодец».

Похоже, что я провёл жизнь в попытках сделать что-то так, чтобы быть молодцом. Слишком легко отказывался даже от успешного опыта, ведь критерий успеха был задан папой — «я всегда говорю, когда ты молодец».

Два часа пролетели незаметно и я остался до среды с мыслями обо всей этой ситуации. Доктор сказал, что мы легко снимем эту установку в следующий раз.

Ехал сейчас в машине и думал — неужели невзначай брошенная фраза может оказать такое влияние на целую жизнь. Сколько таких семечек я заложил в сознание собственных детей? Сколько еще росточков окрепло и разветвилось в моей собственной душе? Как всё это пропалывать теперь, на подлёте к четвертому десятку?

Знаю, что отец часто считал меня молодцом. Знаю, что плоские шуточки были его способом меня поддерживать, а рассказы о моих подвигах коллегам — наивысшей степенью признания, проявлениями настоящей и честной отцовской гордости. Но не особо легче от этого.

Хорошо, что это лечится. Ну, я надеюсь.

Сегодня психотерапевт вытащил из меня любопытнейшее воспоминание. Как и в прошлый раз, мы разбирались в моих взаимоотношениях с отцом, и вот, что я вспомнил.  Однажды папа сказал: «Ты молодец!
00:05
1 минута