Найти в Дзене
22,8 тыс подписчиков

Московский говор. Почему жители Московской области акают, а Костромской и Вологодской окают?


Речь здесь идет о диалектах русского языка, то есть о территориальной разновидности русского говора. Почему речь жителей Москвы и Владивостока, которых отделяет девять тысяч километров, схожа больше, чем речь тех же москвичей и костромичей, разделенных тремя сотнями километров?

Лингвисты разделают русский говор на три группы: северный, среднерусский и южный. При этом в основу русского литературного языка положен среднерусский говор. Он присущ не только жителям Москвы, но и Тульской, Курской, Орловской, Белгородской, и Воронежской областей. Для него характерно произносить безударную гласную «о» как звук «а».

За примером далеко ходить не надо: «малако», «харашо», «барада», «карова», и т.д.

При этом даже дикторы центрального телевидения и радио акают нам с голубых экранов и из радиоприемников.
А вот севернее, в Новгородской, Костромской, Вологодской, Архангельской и некоторых других областях, все эти слова произносятся по правилам написания, то есть через «о».

Лингвисты даже проложили границу между окающими и акающими. Она находится примерно в 150 км южнее Новгорода. Чем дальше от нее на юг, тем больше людей акают. Такое произношение безударного «о» характерно и для южной группы русского говора. Именно оттуда, то есть с юга, оно и пришло когда-то в Московское княжество.
Жителям Центральной полосы России кажется неправильной речь северян. Зато москвича там узнает каждый по характерному ответу: «Я из Масквы».

Примечание:

Оканье прочно засело в русской орфографии. Нам надо писать «молоко», хотя это слово мы произносим иначе. Это еще одна из многочисленных трудностей в обучении иностранцами русского языка.
Московский говор. Почему жители Московской области акают, а Костромской и Вологодской окают?  Речь здесь идет о диалектах русского языка, то есть о территориальной разновидности русского говора.
1 минута
591 читали