Найти тему

79 лет назад была снята блокада Ленинграда. 81 год назад в эти дни от голода в кольце блокады умирали мои прадед и прабабушка Белов Василий Алексеевич и Белова Марфа Яковлевна.


Последние годы каждая памятная дата подстегивает меня выяснить что-то о своей семье. Как и во многих семьях, мои бабушки не любили рассказывать о войне, а что-то и откровенно забывали. Известное свойство психики, забывать самые травмирующие события. А информацию о родных до войны, они и не запомнили, слишком рано ушли родители.

Бесконечно благодарен тем, кто оцифровывает и придает удобный пользовательский вид архивам. Не выходя из дома я смог раскопать историю моих предков по матери до прапрадеда, который кстати тоже был учителем дореволюционной России (вот откуда гены, это я еще расскажу). Попробуйте сами, это очень увлекательно. А Петербург в силу крупности города представлен вообще замечательно.

История оживает! Это потрясающее чувство, что история — это не какие-то отдаленные события, история — это я. Одно дело знать библиографические сведения о блокаде и 125 граммах хлеба. Совсем другое понимать, что реальные люди, твои родные в этих обстоятельствах жили и выживали. Я вот о своих прабабушке и прадедушке толком и не знал ничего, а теперь все предстает совсем в ином свете.

🎖В комментарии я прикрепил ссылки на некоторые архивы. Посмотрите информацию о людях, памятных адресах.

Вот какую историю мне удалось выяснить.

Моей бабушке, маме моей мамы, Валентине Васильевне на начало войны был 21 год. Жарким летом 41го года она уехала отдохнуть (а может помочь родственникам с огородными делами) в деревню под Череповец. 8го сентября замкнулось кольцо блокады, и в город она не вернулась. Это ее и спасло от всех ужасов блокады, хотя и в тылу приходилось совсем не сладко.

В осажденном городе остались ее родители Марфа Яковлевна (кстати, бабушка даже отчество матери помнила неправильно) и Василий Алексеевич, а еще ее сестра Евгения, которая была на год младше.

Начавшаяся в 1941 году война для прадедушки была уже вторая. В первую мировую войну он был призван в лейб-гвардии Павловский полк, и выжил в мясорубке июля 1915 года, в боях за Митаву, Шавли и Поневеж (территории на севере современной Литвы). Полк прикрывал отход других войск, и каждый день вел изматывающие бои. Там под Поневежем он получил получил ранение, был переправлен в госпиталь в Костроме, и после его комиссовали.

Призывали прадеда, как говорится, от сохи, из Новгородской губернии. Мне хочется думать, что после войны он переехал в Ленинград потому, что полк располагался в знаменитых казармах на Марсовом поле, в самом центре. Поэтому красивый, парадный город полюбился ему за годы службы.

К ноябрю 1941 в Ленинграде продукты закончились окончательно, пайки была урезаны, личные запасы кончились тоже, наверное. Что 250 грамм, что 125 грамм хлеба - это смертный приговор. Этого количества калорий недостаточно даже для того, чтобы сердце просто билось. В январе 1942 года прадед умер от голода, ему было 55 лет, по нынешним меркам еще совсем молодой мужчина. Через два месяца угасла и моя прабабушка, его жена Марфа Яковлевна. Ей было всего 53 года. Похоронены они в братских могилах на Серафимовском кладбище.

Сестра моей бабушки Евгения оставалась в Ленинграде все годы блокады, и выжила. Она никогда не рассказывала об этом времени, не упоминала о смерти родителей - наверное, это было слишком мучительно. Может они умирали на ее глазах, может она не видела их смерти, находясь на казарменном положении на работе или на строительстве траншей. Для меня эта история страшна даже сейчас спустя три четверти века.

Теперь уже всем им - и бабушке Вале, и бабушке Жене, и прадеду Василию, и прабабушке Марфе — светлая память. Им теперь спокойствия на небесах, нам бы спокойствия и мира на земле. С праздником, с днем снятия блокады!
79 лет назад была снята блокада Ленинграда. 81 год назад в эти дни от голода в кольце блокады умирали мои прадед и прабабушка Белов Василий Алексеевич и Белова Марфа Яковлевна.
3 минуты