52,4 тыс подписчиков
Сегодня самый важный для всех нас день, дорогие ленинградцы!
День полного снятия Блокады Ленинграда-
День Памяти, День радости и скорби одновременно, День победы жизни над смертью, День торжества веры и справедливости, день Воскресения Великого Города...
От души поздравляю всех, в чьем сердце жива память поколений! С праздником, ленинградцы!
Сейчас вспомнила, пересматривая старые фотографии...
Кажется, в 2010 году была в Петербурге очень холодная зима. Крыши и козырьки парадных обросли сосульками, снега было столько, что его не успевали убирать.
Люди осторожно пробирались к своим домам через сугробы, и за пожилых людей было просто страшно. Казалось, одно неловкое движение, и можно так погрязнуть в снегу, что без посторонней помощи не выбраться.
Это была самая депрессивная зима на моей памяти не только для меня, но для очень многих ленинградцев послевоенных поколений.
Было такое ощущение, что люди впадали в состояние, подобное анабиозу. Работа тяжело шла даже у очень активных.
Всё время хотелось забиться в теплый уголок квартиры к старинной изразцовой печке, сидеть и молча смотреть на огонь.
И вот сейчас я смотрю на фотографии того года и совершенно четко понимаю , почему нам всем тогда было интуитивно так плохо и неуютно.
Я уверена, что это генная память ленинградцев так сработала.
Даже поколения, невидевшие войны, знают от пожилых родственников, что самой страшной для города была блокадная зима 1941-1942 годов. Она была вот такой же лютой. Уже в октябре было холодно и снежно, а в декабре температура упала до -32 градусов.
Не было уже в квартирах тепла, электричества. Воду брали из Невы и хлеба получали в день "...125 блокадных грамм с огнем ии кровью пополам".
Грелись дома у печек-буржуек по очереди. Наверное большие печи старинных квартир были спасительны для многих, ведь такая печка довольно долго держала тепло...
Топили , чем могли. Мебель, книги-ничего не жалели, чтобы выжить.
Как-то я прочитала воспоминания ленинградки, которая перед тем как сжечь в печи, жадно читала книги.
Очень боялась, что умрет и уже никогда не узнает, чем закончатся "Красное и черное " Стендаля и "Пармская обитель".
Взяв в руки "Последнего из могикан", грустно сказала: "Вот интересно-последняя из ленинградцев сжигает в печке "Последнего из могикан".
Не знаю, выжила ли эта девочка...
Сложно говорить сегодня, друзья. Все слова теперь кажутся пустыми. И кощунственно звучат новости- немцы намерены снова поставлять танки, чтобы убивать русских...
Пора бы понять, что убить, не значит сломать.
Совсем забыли они, как их предки, стоявшие на подступах к Ленинграду слушали холодной зимой 1942 года "Ленинградскую симфонию" Дмитрия Шостаковича. Когда прозвучали последние аккорды, пожилой немецкий генерал прохрипел : "Я сейчас понял. Мы не сможем их победить..."
Вот это я хотела сегодня вам напомнить, дорогие читатели.
Наша генная память жива. Да, иногда она заставляет нас грустить в холодные ленинградские зимы, но она и укрепляет в вере и духовной силе.
Мы все по-прежнему хотим мира. Но мира без нацизма.
Давайте теперь помолчим и вспомним, ЧТО вынесли ленинградцы в войну. Почти 900 дней продолжалась блокада.
Просто посмотрите снимки замерзшего Петербурга и попытайтесь себе представить , КАК это было.
2 минуты
27 января 2023
2504 читали