Найти в Дзене

Нельзя просто так взять и не сказать еще пару слов о мистере Грирсоне. И о пропаганде.


Современники нередко обвиняли Грирсона в использовании своих работ в качестве пропаганды. А он и не сильно сопротивлялся. Главным интересом Грирсона была социальная наука, а вовсе не тяга к искусству. Режиссер считал, что пропаганда призвана формировать верное общественное мнение, и его документальные фильмы, он верил, именно это и делают. Звучит логично, если бы не крошечный нюанс - на Грирсона оказывало сильное влияние учение Уолтера Липпмана - одного из создателей теории пропаганды. Тот, в свою очередь, считал, что решать, какую информацию давать в массы, должен кто? Та-дам! - элита. Вот такие пироги привели к тому, что изначально благородная цель Грирсона разбилась о манипулятивную основу пропаганды.

Многие до сих пор спорят о том, есть ли, и насколько тонка, грань между пропагандой и «истинной» документалистикой. Но та самая истина заканчивается там, где начинается субъективизм режиссера, и спор идет по кругу. Ах, сколько всего хочется сказать про пропаганду в кино, особенно в современном мире, но отложим это на потом.

Один из примеров пропагандистского фильма Грирсона - лента «Песнь Цейлона» (The song of Ceylon). В фильме рассказывается о быте, культуре и обычаях жителей Цейлона (Шри-Ланки) и о положительном (ну конечно же) влиянии развитого индустриализма на сингальцев.
1 минута