Найти тему

В рубрике «История одного экспоната» рассказываем о ЗИС 101А


Идея создания в СССР массового автомобиля представительского класса родилась в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец». Весной 1933 года впервые были собраны шесть отечественных лимузинов Л-1, которые уже 19 мая отправились в испытательный пробег по маршруту Ленинград — Москва — Ленинград. Однако на этом история ленинградского производства завершилась.
Выпуск престижных машин был перенесен в Москву на 1-й государственный автомобильный завод имени И.В. Сталина (ЗИС). Так началась разработка автомобиля ЗИС-101.
Весной 1936 года директор завода И.А. Лихачёв продемонстрировал членам Политбюро ЦК ВКП(б) первые две машины, и в 1937 году началась конвейерная сборка ЗИС-101. Однако первый же опыт эксплуатации показал, что высшее руководство страны на ЗИС-101 не пересядет. Автомобиль не соответствовал высшей категории, несмотря на свой авторитетный внешний вид: он получился слишком тяжелым, что сказалось и на динамике, и на эффективности торможения, отмечалось наличие большого количества дефектов. В Гараже особого назначения лимузины использовались в качестве автомобилей сопровождения и охраны, на них возили членов семей высшего руководства и зарубежных гостей.
В 1939 году конструкторы приступили к работам по модернизации машины, в результате которых в 1940-м на свет появился ЗИС-101А. С лимузином хорошо поработали. Помимо внешнего вида, усовершенствования коснулись карбюратора и двигателя, мощность которого увеличили с 93 до 116 л.с. Повысилась максимальная скорость. Однако массу автомобиля удалось снизить незначительно.
Для ГОНа ЗИС-101А оборудовали специальными звуковыми сигналами. Помимо лимузинов на заводе собрали несколько автомобилей ЗИС-102 с кузовом фаэтон. Всего за время производства с 1936 по 1941 год было выпущено 8752 ЗИС-101, из них около 600 — ЗИС-101А. Были даже созданы два автомобиля ЗИС-101Э со специальной защитой кузова. Но вес брони ухудшил динамические характеристики ЗИС-101, и работы по броневику были прекращены.

Сейчас познакомиться с ЗИС-101А можно в экспозиции Музея Гаража особого назначения.

Фото:
И.В. Сталин осматривает ЗИС-101. Москва, Кремль, 1936 год

ЗИС-101А, оборудованный спецсигналами

#ИсторияЭкспоната #МузейГОН #ВДНХ
1 минута