18,4 тыс подписчиков
Здравствуйте. На фотографиях ниже изображен советский поршневой авиационный двигатель М-103. Первое фото было сделано мной у соответствующей экспозиции в Центральном музее Военно-воздушных сил в Монино. На последующих архивных фотографиях показана установка этого двигателя на опытной модификации фронтового бомбардировщика СБ-бис-3 2М103 с измененной винто-моторной группой. Данный двигатель являлся дальнейшим развитием мотора М-100А. Он отличался от своего предшественника форсированием по оборотам и наддуву, усилением отдельных элементов конструкции, а также увеличенной степенью сжатия. Разработка изделия велась в середине 1936 года под руководством В. Я. Климова. Конструктивно двигатель М-103 представлял собой V-образный, 12-ти цилиндровый мотор жидкостного охлаждения с одноступенчатым односкоростным ПЦН (приводным центробежным нагнетателем). Рабочий объем составлял 36,03 литра. Степень сжатия- 6,6. Первые испытания, которые проводились осенью 1936 года, закончились неудачей. Изделие было отправлено на доработку. Повторные испытания прошли в апреле 1937 года. После устранения всех выявленных недостатков, мотор запустили в серийное производство на заводе № 26 (с 1938 года). По ходу развития семейства этих двигателей, разработали несколько дополнительных модификаций. К примеру, М-103А, М-103П, М-103У, М-103НВ и другие. Суммарный объем производства составил 11681 экземпляр (включая поставки на экспорт и экспериментальные единичные образцы). Двигатель применялся на различных серийных и экспериментальных самолетах. К примеру, его устанавливали на бомбардировщики семейства СБ и Як-2, экспериментальные многоцелевые машины ВИТ-1, ВИТ-2 и т. д.
1 минута
5 февраля 2023
6375 читали