Найти в Дзене
18,2 тыс подписчиков

[Ships]

Во время испытаний новых кораблей, особенно когда у строителей и представителей заказчика недостаточно опыта, часто возникают происшествия или неисправности, которые на первый взгляд могут казаться странными, неожиданными и неразрешимыми.
Подобное можно проиллюстрировать несколькими случаями, с которыми пришлось столкнуться при испытании подводной лодки Д-1 "Декабрист", о котором несколько дней назад была статья с обзором происшествий.
По мнению С.А.Базилевского, причиной подобных "явлений" чаще всего является или невыполнение инструкций, которые установил автор проекта, но иногда требуют просто присутствия автора проекта на этих испытаниях. По мнению Сергея Александровича, все особенности и свойства новой конструкции не могут быть до конца предугаданы ее создателем, но никто лучше него не может достаточно правильно и быстро оценить непредвиденные явления.
Так было и с "Декабристом" на испытаниях.
Некоторые "сложности", за которые с конструкторов спросили несоразмерно строго, мы рассмотрели в отдельной статье, но были и другие, выявленные в процессе монтажа подводной лодки.

1.В процессе монтажа, как вспоминает С.А.Базилевский, было замечено, что рулевые приводы горизонтальных рулей иногда вращаются СВОБОДНО, а иногда заедают. Эти приводы, проходящие от ЦП через отсеки к носовой и кормовой переборкам, состояли из многих валиков, опиравшихся на шарикоподшипники и соединенных между собой шарнирами Гука. Известно, что карданные валы не должны иметь промежуточных опор, но в 3 и 6 отсеках их пролет оказался слишком большим, и решили поставить по два добавочных подшипника. Но при этом не учли деформацию корпуса от внешних воздействий, например от неравномерного НАГРЕВА солнцем. В итоге и появились эти эпизодические заклинивания приводов еще на стапеле - проблему решили введением промежуточных карданных соединений.

2.При первом погружении (30 м) вновь заклинили вертикальные валики , которые передавали вращение штурвала из ЦП в кормовые отсеки. Причиной заклинивания оказалось уже обжатие прочного корпуса наружным давлением. Проблему решили добавлением в штурвальную тумбу скользящего соединения (муфты), которое допускала продольное смещение тумбы относительно подволока с зубчатой передачи.

3.Бывали случаи, когда требовалось просто не забыть инструкций от конструктора.
Так, режим работы центробежного насоса имеет особенности, в результате которых невозможно обеспечить работу двух и более таких насосов в "параллель" на общий трубопровод с ПОЛНОЙ производительностью. Интересно, что на "Декабристе" этот фактор учли при проектировании, но не разъяснили в инструкции, а ответственный сдатчик и приемная комиссия о нем как то забыли. Поэтому они были удивлены тому, что при первой попытке параллельная работа компрессоров не получалась.
Вызванный конструктор им объяснил (напомнил), что при подключении к магистрали второго компрессора требуется проводить его регулировку не только по числу оборотов, но по амперметру. Указание было проверено и оно оправдалось.

Вообще в воспоминаниях С.А.Базилевского достаточно много интересных подробностей, в том числе и по испытаниям "Декабриста". Более того, у него есть свой взгляд на ту официальную версию проблем, с которыми пришлось столкнуться при пробных погружениях и всплытии подводной лодки. И что интересно, из формы и стиля высказываемых мнений по этому отчету, складывается впечатление, что Базилевский хочет выразить довольно интересную мысль, а именно:
"Если бы на испытаниях присутствовал конструктор "Декабриста", то проблемы решались бы оперативнее, или их удалось бы избежать".
То есть - нас подводят к мысли, что Б.М.Малинина на испытаниях УЖЕ не было?

Это моя эмоциональная догадка - могу ошибаться.
Кто читал эти воспоминания - может понять.

фото - Базилевский Сергей Александрович
[Ships] Во время испытаний новых кораблей, особенно когда у строителей и представителей заказчика недостаточно опыта, часто возникают происшествия или неисправности, которые на первый взгляд могут...
3 минуты
628 читали