18,2 тыс подписчиков
[History]
Итак, в конце 19 века японский флот, целенаправленно готовясь к войне с Россией, не только активно пополнялся боевыми кораблями, тренировал экипажи кораблей, но занимался отработкой передовых тактических приемов, которые могли дать определенный выигрыш при "прочих равных".
К тактическому порядку "Тактика окружности" с помощью "щедрых" британских союзников добавилась тактика "Палочка над Т" (в японском флоте ей присвоили обозначение "tei sempo").
Новинка пришлась очень кстати, но исследования тактических приемов продолжилось, так как оставался нерешенным вопрос об удержании приобретенного выгодного положения при энергичном маневрировании противника на курсовых углах, близких к 45-90 градусам (что имело место при Цусиме).
Второе имя которое следует вспомнить - лейтенант-командер Акияма Санеюки. Выходец из военной семьи, выпускник академии, наблюдатель в США, где изучал опыт испано-американской войны, военно-морской агент в Британии, с 1902 года преподавал в Академии Этадзима (дослужился до вице-адмирала, впоследствии).
Именно этот офицер разработал новую, считавшуюся самой совершенной, систему, получившей название "тактика otsu" (или "тактика L").
Суть данного приема заключалась в том, что японский флот маневрировал двумя соединениями, таким образом, что когда первое строит "палочку над Т", второе занимает позицию, позволяющую держать противника под перекрестным огнем, не позволяя ему уйти. При маневрировании соединения меняются местами, постоянно удерживая неприятеля в клещах, взаимное расположение при это напоминает букву "L".
Здесь, на мой взгляд, важно не то, что японскими тактиками были предложены подобные тактические приемы. Важно то, что они не остались умозаключениями одного человека, одного офицера, а прошли ПРОВЕРКУ в военно-морских играх и на учениях флота, а затем эта тактика была включена в планы будущей войны.
Немаловажно, что об этих тактических приемах знал не только командующий, но и младшие флагманы, штабные офицеры и офицеры флота.
И в свете этого, вполне обоснованно создание в составе Объединенного флота двух соединений: Первого флота (6 броненосцев, 4 бронепалубных КР) и Второго флота (6 броненосных и 4 бронепалубных КР).
Кстати, стоит ли удивляться, что ответственным за оперативное планирование стал Акияма Санеюки. Да и другие штабные офицеры характеризовались высоким уровнем подготовки: Начальник штаба флота - кэптен Симамура Хаяо, передовой офицер-тактик; старший штабной офицер - кэптен Арима Рокитсу владевший большим объемом знаний о русском флоте и его главной базе Порт-Артуре.
Но можно ли считать, что наличие в арсенале японского флота таких тактических приемов априори значило его победу? Я думаю, что нет, слишком многое в войнах зависит от противников, слишком много в войнах зависит от случайностей и мелочей. В дальнейшем, если мы еще будем говорить о морских боях этой войны, то можно убедиться, что японские адмиралы и офицеры также допускали ошибки.
Такие приемы - не "панацея", но лишь качественный инструмент в руках флотоводца.
Одно остается вполне определенным - в русском флоте не велось подобных исследований и не было таких результатов. Да, начиная с 1895/96 учебного года в Николаевской морской академии было проведено три стратегические военно-морские игры на тему "Война с Японией", и они принесли свои результаты. Вице-адмирал С.О. Макаров, убывая на Дальний Восток, высказал пожелания иметь для своего пользования сочинения по морской стратегии и тактике, изданные в Николаевской морской академии, а также отчёты по практическим занятиям по стратегии и др. И эти материалы адмирал Макаров получил, однако воспользоваться ими Степан Осипович не успел.
Хотя надо признать - на играх обсуждались общие стратегические вопросы, до тактики дело так и не дошло, как не дошло дело до отработки задуманных (если бы они были) эволюций с командирами и экипажами кораблей.
И даже в этом случае японцам пришлось не просто.
3 минуты
4 февраля 2023
801 читали