1985 подписчиков
Лермонтов опять преследует меня. Впрочем, это объяснимо.
Наверное, такое явление имеет специальное название в психологии. Скажем избирательная персонализация, или фрагментарность восприятия, или что-то в этом роде. Когда человек постоянно замечает вокруг себя то, что связано с одной навязчивой темой. В моем случае это образ Михаила Юрьевича Лермонтова в литературе и искусстве. Три месяца назад я сделала короткое видео о малоизвестной странице биографии поэта, опираясь на интересную аудиокнигу – и с тех пор постоянно встречаюсь с ним, вернее, с его изображением в текстах, живописи, скульптуре…
На днях подруга позвала меня на небольшую выставку скульптора Георгия Мотовилова. Два десятка скульптур, в основном проекты памятников, созданные в 1930-1950-е, были собраны в выставочном зале на Спиридоновке. И на кого же сразу упал мой взгляд? Вы уже догадались, что это Михаил Юрьевич Лермонтов. Юный поэт стоял в мундире, без головного убора, мечтательно глядя вдаль. Что ищет он в стране далекой?
Вокруг Лермонтова расположились другие поэты и писатели: Пушкин, Чехов, Горький. Не всем этим скульптурам было суждено стать памятниками. Однако вот Алексея Николаевича Толстого можно увидеть сначала на выставке, а потом почти такого же, но монументального – в скверике буквально в паре минут ходьбы. Его установили там, потому что последним адресом «красного графа» была квартира на Спиридоновке, да и сама эта улица в советские годы была переименована в честь писателя.
Я уже как-то рассказывала о похожей ситуации, когда встретилась с Лермонтовым и другими писателями на выставке скульптора Владимира Курочкина. Впрочем, такое совпадение объясняется просто: памятники поэтам и писателям создают у нас чаще, чем другим людям. Справедливо замечено, что «поэт в России больше, чем поэт». Тот же Лермонтов не только лирик и романтик, но и «беспокойный бунтарь», и «жертва царизма» и много кто еще, сами знаете.
1 минута
21 января 2023