Найти тему

О керамике можно говорить и говорить: она не сразу стала высоким видом искусства, это самый рукотворный, а значит и самый человечный медиум из всех, в ней чувствуется уют, в ней очевидна красота, ею хочется обладать. Керамика притягательна — ее создавали великие мастера разных стилей в разное время, даже Малевич, адепт беспредметности, изобретал крайне предметные «получашки» для Ленинградского фарфорового завода.


Знаете, я хочу извиниться перед керамикой. Я долго относилась к ней презрительно, как к прикладному ремеслу, не причисляя к искусству. Осенью я провела в зале с керамикой Врубеля не больше пары минут — непростительный идиотизм. Если у вас менялось отношение к керамике или другому выразительному средству, направлению, автору, искусству в целом, поделитесь в комментах — мне нужны живые люди с разными мнениями.

Вернемся на выставку. Здесь нет функциональных объектов и нет цвета. Всё сделано из глазурованного шамота — фактурной глины с крошкой, которая создает эффект недоделанности и наивности. Представлены три серии:
Saved — похожие и на советскую плитку, и на инстаграмный грид квадратные барельефы;
Highlights — конечно, кружочки, напоминающие круглые барельефы в московском метро;
«Облако» — те самые фигурки, расставленные на широком-высоком подиуме и в его нишах, вызывающие ассоциации с советскими елочными игрушками из ваты.

Всё это — овеществленная память о детстве, более и менее объемная, перемешанная с визуальными маркерами соцсетей, метафорами и сладкими воспоминаниями о пломбире в брикете начала 90-х. То, что получилось у Надежды Лихогруд, стало антидотом: неподалеку в MMOMA на меня напали картины-дементоры, забравшие надежду и силы. Работы Надежды надежду вернули.

Потому что образы памяти создает автор (например, ты сам), и реалистичного в них немного. Они блестят, приукрашенные иллюзиями и фантазиями. А главное, они трогательные и светлые. И если «Любовь — это желание прикасаться», то «Память заполнена» именно ею.

1 минута