Найти тему
146,2 тыс подписчиков

После окончания Великой Отечественной войны в водах Азовского и Чёрного морей по-прежнему таилась страшная скрытая опасность – минные поля. Уже 18 марта 1945 года Совнарком составил порядок траления для всех флотов от мин.

Минные заграждения сначала разряжали бомбометанием с катером, потом использовали акустические и магнитные тралы. В нужно ситуации использовали быстроходные катера и прорыватели минных заграждений, спускали водолазные партии для поиска и делали всё возможное для очищения водного бассейна. Опасность была значительно снижена, но не ликвидирована.
Когда встал вопрос о безопасности судоходства в Азово-Черноморском бассейне, в Мариуполь с Балтики перебросили 2 дивизиона тральщиков КБФ. Фактически это были переоборудованные катера типа «Рыбинец» и «Ярославец». Экипажи жили в общежитии порта и помещении одного из детских садов. Офицеры, которые были с семьями, снимали квартиры.
Начались боевые будни. Каждый день на траление выходило по 17 катеров. Их выстраивали фронтом с расстоянием 15 м между ними. Матрос на носу высматривал сети или поплавки (временами немцы присоединяли детонатор к плавающей сети). Катер цеплял и протягивал сеть, получая взрыв.
Первые полчаса-час стояла тишина, потом «уставали бояться», начинали раздаваться шутки. И так до очередного подрыва или обнаружения мины. Многие из ребят, которым было 18-19 лет и представить не могли, что они могут погибнуть уже после того, как кончилась война. Офицеры лет 30 уже казались им тогда почти стариками.
28 мая 1949 года у экипажей было увольнение в Ейске. Матросы КТЩ 711 вернулись после увольнения на берег в прекрасном настроении.
На следующее утро вышли на траление. Получилось так, что дивизионный врач, который обычно выходил на 711, в этот раз вышел на другом катере.
Отработали заданные квадраты и вышли за границы минного поля. Позднее окажется, что они были нанесены не точно.
Матрос Иванов отдал якорь. Так уж сложилось, что угодил он прямо в магнитную мину, стоящую под катером. Раздался взрыв.
Радист с мотористом утонули вместе с катером. Один матрос умер от травмы уже в госпитале. Остальных из катера выбросило взрывом. Из всех, кто был на борту только Иванов остался живым и невредимым.
Траурный митинг провели в Мариуполе. Местом последнего упокоения моряков стало уже существующее братское захоронение. В 1985 году там установили памятник, созданный трудами и на средства трудящихся судоремонтного завода. Там были и плиты с именами погибших, но после распада Союза были украдены и сданы на лом.

Катерные тральщики
После окончания Великой Отечественной войны в водах Азовского и Чёрного морей по-прежнему таилась страшная скрытая опасность – минные поля.
2 минуты
6267 читали