106 подписчиков
СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЙ
Девочка восьми лет решает задачу: пружина сжалась на 3 см и 4 мм; на сколько миллиметров сжалась пружина?
- В трех сантиметрах 30 мм. Теперь отнимаем 4 мм. Получится 26 мм.
Спрашиваю, почему отнимаем 4 от 30?
- Так пружина же сжалась, уменьшилась. Значит, отнимаем.
Логика есть. И ее нельзя просто так объявить неправильной. Это как раз иллюстрация того, как работает решалка в конкретной голове: сжимается (уменьшается, падает, сокращается и т.п.) - отнимаем, удлиняется (увеличивается, растет и т.п.) - складываем. Выдумываю задачи, в которых уменьшение потребует сложения. Например, такую: ты потеряла 4 рубля 15 копеек. Сколько копеек ты потеряла? И вот тут уже слово ПОТЕРЯЛА не привело к вычитанию, а главное, ребенок осознал, откуда сложение:
- Я и 4 рубля потеряла, и 15 копеек. Я как бы два раза потеряла.
Неожиданно получилось первое знакомство со сложением отрицательных чисел (естественно, я так не выражался при ребенке): - 30 - 4 = - 34.
И, кстати, да: -30-4 - это сложение отрицательных чисел, хотя знака плюс в записи нет.
Около минуты
19 января 2023