8 подписчиков
Продолжаю серию постов про родительские предписания.
Сегодня расскажу подробно:
Часть1:
✅С предписанием «Не живи» ребенок чувствует себя не ценным, не нужным, не важным, не любимым. Ребенку ощущает, что его желания не важны, он не нужен. Может возникать мысли у ребенка, что когда он умрет, тогда его полюбят. Может формироваться «навсесогласное» поведения, чтобы доказать, что ребенок достоин своих родителей, что он не зря родился – некая жертвенная позиция. Какие здесь могут проявляться симптомы – частые травмы и болезни, зависимости, адреналиновое, суицидальное поведение.
Послания родителей: «Чтобы глаза мои тебя не видели!» «Если бы не твое рождение…» «Пока теб не было, все было хорошо» Также хмурость, недовольство, агрессивность родителя.
✅С предписанием «Не чувствуй» транслируется запрет что-либо чувствовать. Таким образом ребенок не ориентируется в своих чувствах, выражает только те, которые одобряемы, подавляет свои импульсы. Как итог – формируется незнание своих чувств, убеждение неправильности собственных чувств, хроническое подавление злости, гнева и т.д. Какие признаки могут проявляться в последствии – сложности в обозначении своих границ, пассивно-агрессивное поведение, отсутствие удовольствия и расслабления в жизни, обвинение других в негативных чувствах (проекция).
Послания родителей: «Не смей на меня злиться!» «Не больно! Не реви!» «Не кричи!» «Будешь смеяться потом плакать придется!»
✅«Не будь ребенком». Формирующиеся установки: быть ребенком плохо, чтобы быть любимым и важным нужно быть взрослым, я сам о себе позабочусь, т.к. ждать не от кого; чтобы быть принятым, нужно быть полезным и т.д. Какие признаки будут здесь – перфекционизм, гиперответственность, страх ошибки, зависимые отношения (роль спасатель). Принимая такую установку, ребенок отказывается от своей живости, спонтанности, непосредственности.
Послания родителей: «Что ты как маленький!» «Вырастишь, поймешь!» «Не дорос еще!» «Сопливым слово не давали!»
✅«Не взрослей». Принимая это предписание, ребенок соглашается с тем, что только маленьким все можно; если повзрослею, то меня не будут любить. Проявляющиеся признаки: инфантильность, боязнь безответственности, принятия решения, выбора, эмоциональная зависимость. Через какие фразы может быть транслирована эта установка? Ну например, «Играй, пока есть возможность!» «Наслаждайся, пока маленький!» «Малыши такие хорошенькие!» и т.д. Формируется искаженное восприятие взрослости у ребенка (скучные, несчастные).
Что здесь можно порекомендовать – поддерживайте взросление своего ребенка, ведь это нормальный естественный процесс. Когда к вам ребенок обращается с вопросом, поддержите его фразой «Мне нравиться наблюдать, как ты становишься взрослей и познаешь этот мир».
✅«Не делай».
Частые фразы родителей: «Будь осторожней!» «Не лезь, упадешь!» «Подумай, прежде чем сделать!» «Если делаешь, делай хорошо!» «Давай я сам сделаю!»
Принимая это предписание, ребенок может считать, что мир опасен; если быть активным, то до добра это не доведет; себя глупым и неумелым; испытывать страх критики в связи с чем отказываться действовать. «Лучше не делай ничего! Любое действие – это потенциальная угроза твоей безопасности».
Признаки: трудности с любым начинанием, принятием решения; страх сделать ошибку, сдать экзамен; прокрастинация. Принимая это предписание. Ребенок отказывается быть активным, инициативным, проявляться, реализовывать свой потенциал.
Как можно по-другому? Чаще отпускайте ситуацию, реже произносите «Нельзя». Давайте ребенку возможность проявить собственную инициативу. Снимите жесткий контроль по любому поводу и без повода.
✅«Не достигай успеха»
Частые фразы, которые может слышать ребенок: «У тебя не получится!» «Я о таком даже и не мечтал!» «Высоко взлетишь – больно падать!» «Лучше меньше, да надежнее!» «Большие деньги – большие проблемы!»
3 минуты
18 января 2023