61,1 тыс подписчиков
Осип Брик (1888-1945) в «Советском экране»: «Хороша баба».
ХОРОША БАБА
«Я слышал такой разговор: „Ты видел „Белую Моль?"
- „Да, пять раз ходил".
— „Хорошая картина?"
— „Дрянь".
— ???
„Очень хороша баба! — Барбара де ля Map".
Если бы я был директором кинотеатра, я немедленно отправился бы в Совкино и сказал:
„Дайте мне фильму — пусть дрянь, но чтобы баба была хороша".
И думаю, что Совкино мне бы не отказало, ибо Совкино свое дело знает.
Но так как я не директор кино театра, то мысли мои приняли несколько иной оборот.
Наша советская кинематография работает на хозрасчете. Ей нужны деньги Деньги у кинопосетителей. Кинопосетители ходят на картины с хорошими бабами. Значит, надо делать картины с хорошими бабами. Тогда у советской кинематографии будут деньги.
И сразу стал ясен смысл циркулирующих около кино изречений:
„Вы так хороши, что Вам прямо в кино играть".
— „Скушно. Ни одной красивой бабы".
„Напишите сценарий, но чтобы обязательно была любовь".
„Сделайте плакат, но чтобы непременно была женщина".
Первые два изречения исходят от кинопублики, вторые — от кинозаправил.
Источник первых — романтика вторых — трезвый хозрасчет.
Но лозунг один: „Даешь хорошую бабу!"
Я не смею вмешиваться в хозрасчетные соображения наших кино-заправил, но, кроме логики и хозрасчета, есть еще какие-то другие расчеты, и об них-то и забыли наши сов-коммерсанты и как будто начинают забывать наши киноделяги.
Расчеты эти таковы:
Советский коммерсант не может быть только коммерсантом, он должен быть еще и политиком.
Политика же говорит:
„Задача советской коммерции не в том, чтобы чем попало и как попало выкачивать деньги из кармана, а в том, чтобы дать за минимальную цену доброкачественный товар".
Поэтому нельзя рассуждать:
„Вещь — дрянь, но я могу ее продать с 1000%-ой прибылью, значит, выгодно".
„Фильма — дрянь, но баба хороша. Битковые сборы. Значит — давай сюда".
Спекуляция хорошими бабами и спекуляция мануфактурой явления одного порядка. И результаты могут получиться те же.
Спекуляция в советском кино-деле должна быть задушена в самом зародыше.
Надо давать доброкачественный товар. Другого выхода нет. Надо дать хорошую фильму.
Кино-пресса должна поставить на широкую дискуссию вопросы: „Что такое хорошая фильма?", „Как добиться хорошей фильмы?" и только с этой стороны расценивать нашу кинопродукцию.
Возглас: „хороша баба!„ должен смениться возгласом: „хороша картина"! Иначе выйдет скандал. Рано или поздно выяснится, что наша кинематография всучивает публике вместо хорошей картины: ходкую фильму, а это вовсе не одно и тоже — и начнется погром.
Лучше до этого не доводить. Лучше с самого начала взять политически верный курс. Это трудней, но зато верней» (Осип Брик, 1925). Брик О. Хороша баба // Советский экран. 1925. № 36. С.2.
На фото: Владимир Маяковский, Лиля Брик и Осип Брик.
2 минуты
17 января 2023
182 читали