111,2 тыс подписчиков
Лючия Альбани Авогадро смотрит с портрета внимательно, с легкой «ноткой» любопытства, но без надменности, присущей ее статусу. Роскошное платье выписано художником в мельчайших деталях – каждый узелок золотого позумента, завиток флорентийского кружева, томные отблески дорогого розового шелка и переливчатые складки золотисто-оранжевой парчи.
Тонкие черты лица, белоснежная кожа, изящные руки свидетельства знатного происхождении героини. Румянец на щеках, оттеняя благородную бледность, служит не только элементом модного в эпоху Возрождения макияжа, но и предвестником нездоровья легких. Лицо совсем юно, – и ей действительно едва исполнилось 20 лет. Но в глазах – мудрость взрослой женщины, и её же бесконечная печаль.
Портретистика в Италии XVI века была скорее ремеслом для многочисленных ею пробавлявшихся художников. Но Джованни Баттиста Морони не просто писал своих героев, он открывал их индивидуальность. Был ли он учеником Тициана или просто водил знакомство с ним как с коллегой по живописному «цеху»? Этого мы- увы- не знаем. Зато знаем, что «великий венецианец» признавал талант великого портретиста.
Герои Морони – это строгие в своей монохромности священники; вельможи в роскошных мантиях, отороченных мехом рыси; напыщенные молодые аристократы и прекрасные дамы. Художник находил для всякого из них тот уникальный поворот головы, что «распахивал» взгляд и приоткрывал дверь во внутренний мир персонажа. Иллюстрировал волевой характер, подлинное величие, ну или жадность и глупость. А вот во взгляде Лючии он отразил грусть...
Она была средней из трех дочерей бергамского вельможи Джан Джироламо Альбани. Любила литературу, сочиняла сонеты и даже после замужества не оставила увлечения поэзией. Ее муж, граф Авогадро, предпочитавший красоту скорее внешнюю, повелел Марони изобразить себя на портрете в виде рыцаря. Однако, сюжетный пафос и героический антураж не помогли скрыть слабовольных черт его лица и с головою выдали легкомысленное отношении к жизни.
Судьба Лючии могла бы сложиться типично для венецианки эпохи Возрождения. Жизнь в покое, в роскоши, в окружении семьи... Если бы не вендетта. Сегодня уже трудно понять, из-за чего разгорелась вражда между семействами Альбани и Брембати. Но 1 апреля 1563 года ее братья во время церковной службы отправили в лучший мир Ахилла Брембати, чем спровоцировали громкий судебный процесс.
Наказания для знати в XVI веке были весьма гуманными. Отец и его сыновья в его лишь отправились в ссылку в отдаленные районы Италии. А Лючия с мужем, опасаясь расправы, покинули Венецианскую республику и бежали в Феррару.
Вскоре хмельная бравада отправила графа Авогадро на тот свет, сделав его супругу вдовой. Женщина вернулась на родину. Она воспитывала сыновей, писала стихи, даже вошла в коллегию литературной Академии Брешии. И прожила свой недолгий, но творчески насыщенный век 34-х лет от роду.
Вот она, смотрит с портрета, блистая золотом волос и драгоценными тканями модного костюма. А в ее глазах — печаль, предчувствие короткой жизни, боли от расставания с родными и потерь.
2 минуты
17 января 2023
2540 читали