123 подписчика
Аутизм и около: допустим речь пошла, как заниматься дальше?
Чем дальше в лес, тем сложнее даются следующие шаги)
Вот например: ребенок не говорил, а теперь взял и заговорил. Предложения стали наконец развернутыми, в речи появились суждения. Появились вопросы к родителям по смыслу обсуждаемой темы и т.д.
И это конечно прекрасно) Но совершенно недостаточно.
Теперь надо отрабатывать интонации, понимание переносного смысла, правила ведения беседы, уместность фраз и оборотов, да попросту громкость голоса (а то чуть эмоция - так ором орет и сама этого не понимает). В российской педагогике этому не посвящено уже практически ничего..
Ну так будем изобретать велосипед самостоятельно, нам ли привыкать)
Пробуем начать с правил беседы, инопланетянка учится не говорить в режиме радио, а делать паузы, слушать собеседника и давать ответы на вопросы/комментарии в контексте, предлагаемом собеседником. Сначала я хотела тренировать ребенка по таблицам, используемым для взрослых аутистов в США, там указывается, сколько надо сделать пауз в беседах на сколько минут, сколько надо задать вопросов и т.д. Сокращенный перевод этой методики озвучивал небезызвестный Е. Осин в одном из интервью и поначалу я решила следовать ей. Однако совсем недавно здесь на Дзене же (привет, Татьяна, автор канала Дважды аутизм) вычитала про методику гораздо проще: ребенку выдается карточка (я так поняла, что можно и другой предмет). А потом ребенок этот предмет передает собеседнику и говорит только тот, у кого предмет. Таким нехитрым образом монолог превращается в диалог. Остается только следить за тем, чтобы ребенок придерживался основной темы обсуждения. Пока пытаемся внедрить "вечерние беседы" по этим правилам, о результатах напишу)
Еще проблема: понимание смысла басен и сказок, объяснение на примерах из жизни. В школе тоже басни и сказки, ребенок не замедлил схватить уже 2 двойки.. У меня пока нет идей как организовать прогресс в этом направлении. Немного радует то, что она сама со временем привыкает к тем иносказаниям, что попроще, и смысл уже не путает.
Отдельная тема: общение с человеками - любыми отличными от меня. Сейчас объясню, в чем суть. Я с давних пор привыкла говорить с дочкой по определенной схеме, где четко выделены предмет, субъект, объект и вспомогательные части. Эмоции сведены к минимуму или отсутствуют. Или наоборот специально подчеркнуты. А полезно бы говорить с людьми, которые строят речь спонтанно. Стараемся социализироваться активнее, других вариантов я пока не вижу. Ходим везде где можем и успеваем: от горки и катков до экскурсий)
Это основные пункты. Но даже по ним понятно, что работы непочатый край))
2 минуты
15 февраля 2023
200 читали