4561 подписчик
Много внимания в нынешней школьной повестке уделяется читательской грамотности. И не зря. Сегодня я расскажу, почему.
В один из каникулярных дней среди учителей поднималась тема функционального чтения, с тех пор я немного пересмотрела свой взгляд на чтение и начала наблюдать за всяческими его проявлениями более пристально.
В первую очередь, работа над чтением детей в моем классе состоит из ежедневной тренировки автоматизации навыка чтения, только после чего можно начинать работать над пониманием прочитанного. Для этого я на каждом своём уроке посвящаю 5 первых минут урока детскому чтению. В это время они не только успокаиваются после перемены, оказываются в полной готовности к уроку, но и находят вплоть до 20 минут на ежедневное чтение.
Во-вторых, с этой четверти я начинаю обсуждать с детьми прочитанное на каждом уроке литературного чтения. То есть 5 минут на чтение в начале урока и еще 5 минут на то, чтобы 5 человек высказались. Таким образом, за 2 недели возможно выслушать каждого ученика, постоянно работать над навыками чтения, выражения мыслей и пересказом. А также классу легче активизировать свое внимание и послушать всего 5 человек, нежели чем в обычном формате урока “книжной выставки” ждать с подготовленным рассказом своей очереди, забывая про уважение к окружающим.
В-третьих, нельзя забывать про функционально чтение и в повседневной жизни, и на других уроках. Поэтому так важны задачи с реальными объектами, поисковое чтение в сложных текстах, отношение с информацией, в целом. Например, наш учебник по математике регулярно предлагает задания на реальных кейсах, и на них стоит останавливаться.
А вот что касается повседневной жизни, здесь видно, что еще предстоит большая работа над тем, чтобы ребята грамотно использовали свою возможность читать. К примеру, ребята моего класса прекрасно знают, что новые места в классе я объявляю через схему, которую вывешиваю на доску. Но как только я повесила туда не схему, а 3 правила рассадки, о которой говорила в прошлой статье, не каждый обратил на них внимание, прочитал и понял, что может сам выбрать себе место. Зато те, кто осилили текст, начали подводить своих одноклассников к объявлению, объяснять им новые правила. Ну не красавчики ли?)
Да у них еще много времени научиться читать и понимать текст, поэтому всему свое время. Главное не забрасывать это дело, потому что хотелось бы, чтобы ребята пользовались чтением для улучшения своей жизни. упрощения своих дел и взаимодействия с другими людьми. Я постараюсь сделать это, но и прошу вас, мои читатели, обращать внимание на себя, своих детей и/или учеников.
Меня научили тому, что, если я встречаюсь с неизвестным словом, понятием, нужно обязательно уточнить его для себя. Сначала самостоятельно поискать в словаре, книжке, интернете, потому уточнить у взрослых. И это будет советом для всех:
Изучите внимательно предоставленную информацию, попробуйте решить затруднение самостоятельно, попросите совета у более знающего человека.
Приучайте к этому своих близких и подрастающее поколение, ведь вместе можно сделать больше!
2 минуты
15 января 2023
853 читали