Найти тему
9 подписчиков

20 Храм на горе. Государство Признания.

В отличии от материалиста Гоббса, идеалист Гегель выводил формы организации государства не из рационального стремления к самосохранению, а из жажды Признания. Гегель считал Человека изначально внутренне Свободным в смысле способности к моральному, а не только материальному, выбору. Именно это отличает его от животного. Более того, само стремление к первичной «кровавой битве» за признание есть отражение этого его иррационального стремления. Фукуяма, разбирая учение Гегеля, пишет, что « только человек способен вступать в кровавый бой ради единственной цели – показать, что он презирает жизнь, что он не просто сложная машина или «раб страстей»; короче говоря: что у него есть специфически человеческое достоинство, поскольку он свободен.»
Как уже отмечалось выше, в результате первичной «кровавой битвы» за Признание люди разделились на Рабов и Господ: Рабы «признавали» Господина из страха смерти. Однако и те, и другие оказывались неудовлетворенными: Рабы — по причине того, что отказались от борьбы за Признание и ни от кого никакого признания не получили, Господа — по причине того, что их признавали Рабы, т.е. люди, отказавшиеся от борьбы за признание ради самосохранения и потому «не совсем люди». А тимос или жажда Признания Человека, как мы помним, требует признания Человека Человеком же. Вот это неистребимое противоречие в обществе Рабов и Господ и есть, по Гегелю, то противоречие, которое движет Историю или, другими словами, развитие форм организации общества. Более того, саму Историю Гегель рассматривает как поиск путей удовлетворения и господина и раба на взаимной и равной основе. Достижение этого и есть, согласно Гегелю, Конец Истории, о котором писалось выше.
Гегель считал, что эта общая неудовлетворённость и Рабов, и Господ в «аристократических» обществах отсутствием полноценного Признания, может быть разрешена за счет «универсального признания» и тех, и других за счет признания Государством их самих и того, во что они вкладывают свою душу, на равной и всеобщей основе. В каком-то смысле это можно считать отражением христианства, где все люди равны перед Богом, в светском обществе, когда все оказываются равны перед Государством, обеспечивающим «универсальное признание», по сути той самой «либеральной демократией», подобной той, что рассматривалась в предыдущем топике.
В связи с этим, Гегель считал, что после Французской революции и распространения её идей по Европе в ходе Наполеоновских войн, и наступил Конец Истории, поскольку была создана форма организации общества, устранившая основное его внутреннее противоречие и причину для его дальнейших изменений.
Но это был ещё не Конец, продолжение следует...
2 минуты