Найти в Дзене
493 подписчика

Копытов Николай Лукич. Имя Николая Копытова связано с возникновением российского тралового флота. Он считается первым русским капитаном-тралмейстером и родоначальником русского тралового промысла. О его жизни мало что известно. Николай Лукич родился в 80‑е годы XIX века в Архангельской губернии и по традиции поморов с детства ходил в море. Есть предположение, что он работал матросом на английских траулерах. К началу XX века он был уже успешным капитаном и рыбопромышленником. Наблюдая за деятельностью Мурманской научно-промысловой экспедицией, он решил в частном порядке освоить лов тралом в Баренцевом море. В 1906 году Николай Лукич арендовал у норвежцев судно «Эрлинг» и с мая по август первым среди русских рыбаков самостоятельно начал лов рыбы в Баренцевом море с помощью трала — особой сети в форме мешка, которую тянет пароход-траулер со специальной лебедкой. При этом он не был капитаном этого траулера, по норвежским законам, на зафрактованном судне мог быть только капитан-норвежец. С октября 1096 по октябрь 1908 года совершал лов на судне "Николай" (траулер рижских промышленников братьев Малинниковых), где он уже был капитанам. В 1909 году был капитаном на научно-исследовательском судне "Андрей Первозванный" (судно Мурманской научно-промысловой экспедиции). В 1910 году он стал капитаном на траулере "Север", который принадлежал открывшейся в этом же году частной фирме рыбопромышленника Карла Юрьевича Спаде - «Русские северные морские промыслы К. Ю. Спаде – траловый лов и рыбная торговля». До перехода на судно "Севре", у Николая Копытова дела шли не всегда удачно. Многие архангельские рыбаки высмеивали его неудачные попытки освоить новый вид промысла, но со временем Н.Л. Копылов набрался опыта и знаний. Ему удалось составить промысловую карту, где было указаны места нахождения основных рыбных банок. Эти знания он черпал из разговоров с другими русскими рыбопромышленниками и рыбаками иностранных траулеров. Его исследования, описанные в ряде статей архангельских печатных изданий, были высоко отмечены научным сообществом. Ученый С.В. Аверинцев так отзывался о деятельности Николая Лукича: «Если учесть условия работы и те средства, которыми располагал Копытов, то нельзя не удивляться достигнутым им результатам». Работа с К. Спаде принесла промысловый успех и имела большие перспективы, однако начавшаяся Первая мировая война не дала развиться зарождающемуся русскому траловому флоту. Фирма К.Ю. Спаде разорилась. Дальнейшая судьба прославленного капитана-тралмейстера Николая Лукича Копытова неизвестна. В своих статьях капитан-исследователь высказывал надежду, что его сведения о местах промысла принесут не только практическую пользу рыбопромышленникам, но и «может быть, послужат материалом для научного объяснения миграций... рыб». Его надежды оправдались. Потомки положительно оценили вклад Николая Копытова в развитие российской рыбной промышленности.

Копытов Николай Лукич. Имя Николая Копытова связано с возникновением российского тралового флота. Он считается первым русским капитаном-тралмейстером и родоначальником русского тралового промысла.
2 минуты