Найти тему

Контрафактное лекарство и угроза для жизни


Удивительная история рассказана мне одним из консультантов и произошла с ее пациентом буквально на днях.

Мужчина средних лет, болен сахарным диабетом 2 типа (инсулиннезависимый).
Ему выписано применение препарата оземпик. Сам препарат находится в шприц-ручке и вводится подкожно.
Пациент обратился в в аптеку, где ему сообщили что в налии препарата нет, но его можно приобрести по предзаказу - привезут из Арабских имиратов.

Приобретенный препарат имел все обозначения, инструкцию и маркировки.
Через час после введения препарата рухнул сахар в крови до 2,7 ммоль/л. Гипогликемических состояние зафиксировано СМП, которой оказана помощь больному и последствия предотвращены.

Есть серьезное основание считать, что в шприц-ручке находится не оземпик, а инсулин. Что просто переклеяны этикетки.

В этой истории хочется разобрать два момента, о которых со мной консультировались:

1. Что пациенту делать?
Желание разобраться и чтобы ответственные понесли ответственность естественно.
- можно написать заявление в правоохранительные органы, чтобы инициировать доследственную проверку;
- можно подать в суд гражданский иск.

Насчёт варианта 3 я не совсем уверена, потому что в реальной практике таких ситуаций не встречала. Поэтому пишите в комментах, если сталкивались и знаете более верный путь.
Несколько лет назад я слушала доклад от сотрудника Росздравнадзора о проблеме контрафактных лекарств, о том как много Росздравнадзор выявляет таких случаев. Помню, что в голове ещё крутилось "где же все эти случаи? Почему они не попадают на экспертизу???".
Поэтому вариант 3:
- обратиться в Росздравнадзор.

2. Какой вред здоровью причинен и была ли угроза для жизни пациента?
Несмотря на всю очевидность вопроса, он сложен и неоднозначен.
Сразу определимся на том, что пациенту не показано введение инсулина (рассуждая, исходим из того, что введен именно инсулин), то есть имеет место введение непоказанного препарата.

Очевидно также, что введение инсулина пациенту с сахарным диабетом вызовет резкое падение сахара крови. Учитывая, что это диабет 2 типа, то пациент может быть не подготовлен к симптомам гипогликемии и, соответственно несвоевременно обратится за помощью.
Если произошла гипогликемическая кома, а пациент один, то последствия могут быть трагическими.

С другой стороны, это тот редкий случай, когда помощь оказывается быстро. Мы вводим больному в коме 40% глюкозу и через несколько минут он в сознании, через час-два такой пациент и вовсе не требует медицинского наблюдения и выписывается, если был доставлен в стационар. В России (спасибо нашей системе за СМП!!!) помощь и вовсе оказывается на месте и больной не транспортируется в стационар.

Так что же, есть ли угрожающее для жизни состояние, которое является признаком тяжкого вреда здоровью?

И вот тут надо ответить - нет.

Угрожающие для жизни состояния действительно признак тяжкого вреда здоровью. Они перечислены в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (приказ 194н).

Применительно к нашему случаю:
6.2.1. шок тяжелой (III - IV) степени;
6.2.2. кома II - III степени различной этиологии.

Очевидно, что гипогликемия 2,7 ммоль/л не относится к перечисленным состояниям, клинически это чаще кома 1. Это значит, что оценка вреда здоровью будет проводится по критерию длительности расстройства здоровья (стойкой утраты трудоспособности в этом случае очевидно не будет).
Учитывая, что расстройство здоровья будет зафиксировано в течение нескольких часов, то это кратковременное расстройство здоровья (до 21 дня) и следовательно ЛЕГКИЙ вред здоровью человека.

А если бы умер? Вот тогда, скажут судебные медики, и был бы тяжкий вред... Только вот доказать на секции такой вариант архисложно, а не имея обстоятельств, полагаю, что диагнозом станет внезапная сердечная смерть...

Когнитивный диссонанс, неправда ли?

Не устаю повторять, что наши Медицинские критерии писаны под телесные повреждения. А для медпомощи нужны иные...
3 минуты