Найти в Дзене
602 подписчика

Школа — это море. Море испытаний.


Подводя итоги своего первого полугодия в школе, я поняла, что главным событием в этом году для меня стал конфликт между мной, родителями, учениками и классными руководителями. И все из-за двоек...

В первую четверть я пыталась разобраться с тем, как быть требовательной и справедливой, но гуманной. И в начале второй четверти я объявила, что отнюдь и впредь за невыполненные домашние задания ставлю двойки. Сдать позже можно — в течение трёх дней, но за просрочку — минус балл.

Через неделю двоек в электронном журнале было столько, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Тревожные волны родителей и классных руководителей, не встречаясь с волнорезом, превратились в девятый вал.

Стало нормой два часа своего вечера посвящать ответам об отметках учеников их родителям и тридцать минут своего единственного окна объяснять классным руководителям, чего я собственно добиваюсь.

Кульминацией конфликта стала следующая сцена. На урок пришел классный руководитель с распечаткой двоек. Каждый ученик должен объяснить, почему у него два.
Для меня это была катастрофа. Ученики естественно старались как-то оправдаться, не замечая, как их оправдания делают меня виноватой в их двойках. Я чувствовала какое-то совершенно библейское отчаяние учителя, преданного своими учениками.

Конфликт раскачивался. Я старалась не отступать и продолжать требовать выполнение домашних заданий.

Вслед за вопросами о двойках последовали вопросы о том, как я вообще работаю. Печатаю какие-то рабочие листы, мало обращаюсь к учебнику, отступаю от рабочей программы, включая произведения, которые в нее не входят. Я буквально чувствовала, как мои преподавательские крылья обрубаются. Как в песне, мне хотелось плакать от боли или забыться во сне, где мои крылья, которые так нравились мне.
Я ходила на работу со слезами, я плакала на переменах в коридоре, в учительской, я уходила с работы со слезами. Я перестала есть и спать. Казалось, все кончено.

Разбираться с тем, кто виноват, я не буду. В конце концов, а судьи кто?

Но хотя бы один чернышевский вопрос  я должна была разрешить. И я стала думать, что делать.
Объяснять свою позицию, свое видение, свои ценности не дало ничего. Абсолютное подчинение системе делало меня абсолютно несчастной. Нужно искать компромисс.

И я решила узнать, что нравится моим ученикам на уроках. На листочках они анонимно ответили на вопросы: что нравится, что некомфортно, что оставляем, что убираем.

Но это показалось мне недостаточным.

И я просто пришла к замдиректору по учебной работе и честно попросила помощи.

Было очень важно не прийти доказывать свою правоту. А рассказать о том, как мне важно сохранить свой педагогический стиль, но при этом не рушить школьную систему. И признать, что мне действительно нужна помощь, нужен совет, как эти несовместимые вещи совместить.

И, о чудо, варианты нашлись. Я продолжаю готовить рабочие листы, неистово использую рабочий принтер, усиленно делаю красивые презентации и рассказываю ученикам, что можно почитать из современной литературы.

Да, вот такая школьная жизнь — огромное бушующее море. И так важно быть не в одиночку на шлюпке, а на большом корабле (в моем случае — ледоколе, ура, полярный север), чтобы не скрыться в пене дней.

И в голову приходит пушкинская элегия:

...Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья...
Школа — это море. Море испытаний.
2 минуты
189 читали