299 подписчиков
Минпрос в очередной раз опубликовал "напоминалку", что "школы и колледжи с 1 января должны использовать в образовательном процессе государственные информационные системы"
При этом, новость не сопровождается ссылками на законодательство, чиновники ограничились расплывчатой формулировкой, гласящей:
"Это регламентировано поправками, которые были внесены в 2021 году в федеральный закон «Об образовании».
При этом в тексте новости далее идет текст про "Мою школу", как будто о ней идет речь, как об обязательной к применению!
Я решил проверить - а есть ли какие-то существенные изменения статьи 28 Закона "Об образовании в РФ", которая как раз и описывает полномочия образовательных организаций и понял, что минпрос выдает желаемое за действительное.
Нет в этой (да и в других) статьях никаких "обязательных" "Моих школ"!
Почему? Давайте разберемся вместе!
Законодатель четко и недвусмысленно разделяет полномочия субъектов в системе образования. В частности, закрепляя в 28 статье Закона так называемую "академическую самостоятельность" школы.
Именно исходя из этого принципа школа вправе организовывать и осуществлять ВСЮ свою внутреннюю работу САМА, в том числе путем организации внутренней системы документооборота и учета успеваемости.
В частности, п. 2 статьи 28 гласит:
Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Далее, в п. 3 есть подпункт 11 и в нем говорится, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся::
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;
а в п. 8 сказано:
Образовательная организация вправе применять в своей деятельности электронный документооборот, который предусматривает создание, подписание, использование и хранение документов, связанных с деятельностью образовательной организации, в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Решение о введении электронного документооборота и порядок его осуществления утверждаются образовательной организацией по согласованию с ее учредителем.
И тут главное: вправе, но не обязана!!
То есть использование электронного журнала - это компетенция школы (никто не имеет права навязывать ей инструменты для ведения учета успеваемости) и она его вообще вести не обязана!
Но есть коллизия. По закону, определяющему перечень государственных услуг, осуществляемых в электронной форме, есть услуга "Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости". И школа обязана обеспечивать эту госуслугу, но только по запросу родителей!
И тут товарищи чиновники "подложили соломинку", введя запрет на использование электронных журналов, не являющихся "государственными".
Но соломинка тонковата получилась. Дело в том, что в регионах используются самые разные электронные дневники (и базы данных школ), поэтому перетаскивать всех на единую платформу попросту нереально. Поэтому сейчас активно ведется работа по интеграции имеющихся систем учета и организации обмена данными между "Моей школой" и региональными системами электронного учета. Цель этой интеграции - обеспечить "бесшовный" переход пользователя между системами и предоставление данных об успеваемости в "Моей школе" (то есть на портале Госуслуг).
В итоге, если не углубляться в технические детали, получается, что использовать Сферум для доступа к оценкам ребенка школа тоже не обязана, (но может, если считает нужным) если она свои обязательства перед родителями, желающими (!!) получать госуслугу, выполняет, используя существующий сейчас "электронный дневник".
Извините, что многословно.
3 минуты
8 января 2023