2905 подписчиков
Мобилизации и ритейл. Итоги 2023 года
(часть VI статьи «Итоги 2022 года в ритейле и мире, новые точки роста и стабильности!», полностью статью можно прочитать по ссылке)
Сентябрь стал одной из точек турбулентности в общественной жизни России и в экономической жизни ритейла. Сейчас по прошествии почти 3 месяцев (с 21 сентября) можно сказать, что существенного экономического эффекта мобилизация на ритейл не оказала, но появился эффект, который может стать довольно положительным для развития ритейла в некоторых регионах.
Мобилизация и сбор добровольческих отрядов производился и производится сейчас, как правило, в очень депрессивных регионах, то есть в регионах с очень низкими доходами населения. В этих регионах заработная плата может варьироваться от 15 000 рублей до максимально 30 000 рублей.
Рекрутинг для участия в специальной военной операции оплачивается достаточно хорошо и превышает средний месячный доход в этих регионах почти в 10 раз. По всей видимости деньги, выплачиваемые участникам специальной военной операции, позволили поддержать продажи ритейла в ноябре, скорее всего такой же эффект будет и в декабре и выровняли ситуацию в депрессивных регионах.
Вывод для ритейла, к сожалению, в нашей экономике мы очень сильно зависим от государственных финансов и эта зависимость, пока бюджет активно наполняется являет собой положительный фактор, но как только замедлится наполнение бюджета, то нас может ждать ещё один "сюрприз" в виде жёсткой посадки потребительского поведения, в этом случае нужно не забывать о выходе на новые рынки, которые смогут компенсировать такое падение.
#кризис2022_2023
1 минута
6 января 2023