Найти тему
49,8 тыс подписчиков

Ту-134Ш является одной из первых модификаций для Вооруженных Сил СССР. За основу был взят серийный самолёт Ту-134А (от простого Ту-134 отличался наличием реверса тяги, более усовершенствованными двигателями, удлиненным фюзеляжем и ещё несколькими особенностями).

Предназначался для обучения будущих штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. До этого в качестве учебного самолёта использовался Ту-124Ш-1. Ту-134Ш разрабатывался по инициативе главного конструктора (ОГК) харьковского завода. Идею также поддержал главный конструктор Ту-134 Л.Л. Селяков, однако техническую документацию на модификацию пришлось подготавливать в Харькове.
Для более правильной сборки были учтены пожелания штурманских училищ, для которых, собственно, и создавалась модификация. Конструктор ОГК Н.Г. Янатьев, занимающийся бортовым радиоэлектронным оборудованием, отправился в командировку по различным штурманским училищам и учебным центрам ВВС с целью подготовки основы для технического задания на разработку Ту-134Ш. Экипаж мог осуществлять учебное бомбометание с использованием оптического прицела. Устанавливался прицел на рабочем месте штурмана.
В отличие от Ту-134А, Ту-134Ш имел усиленную конструкцию крыла и хвостового оперения. Сделано это было для продления ресурса самолёта, ибо количество взлётов и посадок на учебном самолёте было огромным.
Ещё одной особенностью Ту-134Ш является наличие многопозиционных балочных держателей. На них можно подвешивать 8 практических бомб до 250 кг. каждая. В пассажирском салоне было оборудовано двенадцать рабочих мест с креслами для курсантов. На первых версиях модификации состав навигационного оборудования был взят у сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22.
В процессе постройки самолётов регулярно уточнялись учебные программы штурманских училищ, чтобы подготовить Ту-134Ш под конкретный тип ВС, на котором в будущем предстоит работать штурманам. Первый серийный Ту-134Ш был поднят в небо в 1971 году. За штурвалом находился заводкой лётчик-испытатель Ф.Ф. Доценко. Помимо него в испытательном полёте принимали участие лётчик М.В, Петляков, двое штурманов - А.И. Давыдов и В.И. Губарев, а также бортрадисты и бортинженеры.
Ту-134Ш эксплуатировался в штурманских училищах. На тот момент ими являлись Челябинское штурманское училище (ныне ЧВВАКУШ, которому и принадлежит запечатленный на фотографиях к этой статье самолёт), а также ворошиловградское училище ( ВВВАУШ ). Несмотря на свой солидный возраст, Ту-134Ш является весьма надежной машиной. Ту-134Ш выпускался в двух вариантах: Ту-134Ш-1, оснащенный БРЛС "Рубин" и Ту-134Ш-2 с БРЛС "Инициатива-2". В первом случае самолёт предназначался для подготовки штурманов дальней морской авиации, а во втором - для подготовки штурманов фронтовой авиации.
Помимо всего вышеперечисленного хочется отметить, что на базе Ту-134Ш были созданы не только учебные самолёты, но и летающие лаборатории для различных целей. В основном создавались радиотехнические летающие лаборатории. Например, в конце 70-х НПО "Ленинец" получило Ту-134Ш-1, который в будущем переделали в Ту-134СЛ (самолёт-лаборатория). На нем испытывали радар ПНА для Ту-22МЗ.
Кстати говоря, Ту-134СЛ имел носовой обтекатель как у ТУ-134УБЛ, за что получил прозвище "Буратино".
2 минуты
1555 читали