50,1 тыс подписчиков
Туполев М-16 самолет-мишень с системой радиоуправления 1958 г.
В 1956 году КБ им. Туполева поручили разработать радиоуправляемый самолет-мишень с обозначением Ту-16М. Несмотря на то, что первые три опытные экземпляра попросили собрать ко второму кварталу 1958 года, работы, связанные с системой радиоуправления затянулись.
Несмотря на возникшие проблемы, специалисты ОКБ-156 и ЛИИ сумели разработать весьма успешную систему радиоуправления (позволяла удаленно осуществлять взлет и посадку М-16).
После продолжительных испытаний, самолет-мишень наконец начали производить. За основу были взяты списанные Ту-16, которые уже выработали свой ресурс. Конструкторы попросту переоборудовали их под радиоуправляемую аппаратуру. Некоторые самолеты-мишени имели обозначение Ту-16М, но только те, которые сходили с конвейера казанского авиазавода. С Ту-16 снимали всё вооружение, а также станции постановки помех. Вместо кормовой установки устанавливался обтекатель с двумя антеннами, принимающими радиосигнал. Основное оборудование размещалось в грузовом отсеке и гермокабине.
Предназначение
М-16 использовались с целью тренировки и обучения экипажей. Также, помимо этого, на самолётах-мишенях отрабатывались пуски зенитных ракет.
Начальный этап взлета контролировался экипажем. Они запускали двигатель, выруливали на старт, затем производилось включение автоматики, после чего пилоты покидали самолет. Дальность радиосвязи - до 300 км, время полёта - четыре часа. Высота - до 11 км.
Под крылом и на киле мишени устанавливались фотоустановки, благодаря которым вёлся контроль попадания ракет.
Иногда испытуемые М-16 самоликвидировались, т.к. были случаи, что одного попадания ракеты попросту было недостаточно, что говорит о большом запасе прочности бывших Ту-16.
Конструкторы планировали продолжить проект в виде М-16 "Орбита", однако в 1990 году данный доработанный экземпляр не прошел госиспытания.
Были и другие попытки создания самолетов-мишеней на базе Ту-16, но использовались они недолго.
1 минута
5 января 2023
16,6 тыс читали