Найти в Дзене
6052 подписчика

На этом канале, в серии постов и статей о международном праве в отношении специальной военной операции, уже рассматривалась тема наёмников и их статуса. С достаточно очевидным, исходя из норм права, выводом, что, фактически, только следствие и/или суд могут определить человека, взятого в плен в ходе военных действий, как наёмника, до того, с ним должны обращаться как с военнопленным.


В том посте, речь шла об иностранных наёмниках на стороне киевского режима и отношении к ним со стороны Народных Республик, на тот момент, независимых, и России. Сразу нужно пояснить, что, поскольку режим в Киеве считает себя законным правительством Украины, которая является страной ратифицировавшей 1-й Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, то и они должны выполнять его положения.

Параллельно тому, как военные действия вокруг Бахмута/Артёмовска набирают обороты, раскручивается и тема так называемой "группы Вагнера" или "ЧВК Вагнера". Ход с тем, чтобы причислить их к наёмникам, вполне ожидаем от западной пропаганды, которая никогда особо не заморачивалась юридическими нормами. Печально то, что в России многие люди, по сути, соглашаются с таким их статусом, забывая, что, как минимум, пункт "г" статьи 47-й Протокола к гражданам РФ не применим.

В данном же случае, действует другая статья, того же Протокола, 43-я, а также статья 1-я IV Гаагской конвенции и статьи 4-я и 5-я Женевской конвенции об обращении с военнопленными. Стоит уточнить, что 359-я статья УК РФ также использует определение включающее фактор гражданства. Согласно определениям из этих документов, "оркестранты", имеют статус "воюющих"*, при попадании в плен, должны получать обращение как военнопленные.

*даже если называют себя просто группой добровольцев, но открыто носят оружие, имеют командование, которому подотчётны, и не отказываются от соблюдения законов и обычаев войны

Разумеется, официальное заявление Министерства Обороны или иного уполномоченного правительственного органа, могло бы убрать все недосказанности и неясности со статусом "группы Вагнера" (для примера, пункт 3, ст 43 Протокола), но и без подобного, можно утверждать, что заявления об их принадлежности к наёмникам являются самой банальной пропагандой.

Как пример, статья 5-я Женевской конвенции, в принципе, не позволяет лишать человека статуса военнопленного без проведения следственных действий и/или суда:

Статья 5: "Настоящая Конвенция будет применяться к лицам, указанным в статье 4, с того момента, как они попадут во власть неприятеля, и вплоть до их окончательного освобождения и репатриации.
В случае, если в отношении лиц, принявших то или иное участие в военных действиях и попавших в руки противника, возникает сомнение в их принадлежности к одной из категорий, перечисленных в статье 4, такие лица будут пользоваться покровительством настоящей Конвенции до тех пор, пока их положение не будет определено компетентным судом."
2 минуты
431 читали