Найти тему
1100 подписчиков

Наставник для ребёнка – зло.


Один из самых известных наставников в истории – Аристотель, воспитатель Александра Великого «Македонского».
Это наиболее влиятельный из философов тех времён, «величайший мыслитель древности» по определению Карла Маркса.

Отец Александра Македонского, царь Филипп, не уделял время семье, посвятив себя завоевательным походам. И детство Александр провел с матерью Олимпиадой, которая была тяжёлых нравов и недолюбливала мужа.
В результате, отец у Александра одновременно вызывал и восхищение, и неприязнь.
К отцу он испытывал ревность и злобу, чувствуя психологическое отчуждение, связанное с дефицитом общения.

У царевича было несколько воспитателей.
Первый – строгий Леонид, которого Александр помнил и чтил до конца своих дней, считая своим приёмным отцом.
Одним из последующих наставников, с 10 до 12 лет, у Александра был именно Аристотель, который не оставил значимого следа в жизни будущего полководца.

Так почему у нас в голове стойкая ассоциация «наставник» = «Аристотель, воспитатель Александра Македонского»?

Думаю, это стечение обстоятельств:
Во-первых, как таковых школ для всех и каждого не существовало.
Знатных детей учили один-три воспитателя, являвшихся наставниками.
Иногда дети-аристократы учились не по одному, а несколько вместе, образуя вполне полноценный школьный класс.
Во-вторых, биографию Александра Великого мы изучали в школе и знаем, что одним из наставников полководца был Аристотель.
В-третьих, Аристотель выдающийся мыслитель, которого мы все помним.
Но, к сожалению, его не помнил Александр.

Теперь пример из нашей истории.
Русский поэт, переводчик, литературный наставник Пушкина, педагог Василий Андреевич Жуковский был наставником цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II.
В обучении Александра принимали участие многие мастера своего дела того времени. Но с семи лет руководил обучением и воспитанием реформатор Василий Жуковский.
Пословица гласит: «От осинки не родятся апельсинки». Но здесь мы видим, что родятся.
Отец цесаревича Николай I подавлял малейшие проявления вольнодумства. Он был жестким и жестоким.
А его сын Александр II провёл беспрецедентные по масштабу преобразования, которые современники назвали «великими реформами».
Цесаревич оказался преемником своего наставника, но не отца. Сын впитал ценности и смыслы не Главы семьи, а чужого человека.
Для Российской империи сей факт оказался положительным, а для отца – нет.

Ситуация, произошедшая с моим клиентом.
Главе семьи 63 года. В ходе сотрудничества мы дошли до разработки Конституции семьи.
Этот процесс индивидуальный и ответственный. Необходимо проработать ценности, смыслы, требования, общий путь развития семьи. И в этой процедуре принимают участие все взрослые члены семьи.
Сын клиента, который только что вернулся из Лондона, где учился последние семь, отказался участвовать в процессе.
Для отца сей факт был ударом. Он намеревался передать сыну все активы, бизнес и управление большой семьёй. А для сына эти вопросы оказались неактуальны. Эмоционально и ценностно с семьёй его уже ничего не связывало. Своё становление он прошел под влиянием няни, и потом длительное время обучался и личностно рос вне семьи.
В итоге сын остался наследником, но преемником быть перестал.
Его воспитали другие.

Воодушевлённый книгами о жизни аристократии, я задумался над вопросом наставничества для детей. Когда один воспитатель посвящает себя моим детям и учит всему.

Имея массу примеров перед глазами, я задумался, а что может получиться в данном случае?
2 минуты