Найти в Дзене
61,1 тыс подписчиков

Праздник святого Йоргена. СССР, 1930. Режиссер Яков Протазанов. Сценаристы: Илья Ильф, Евгений Петров, Яков Протазанов, Владимир Швейцер, Сигизмунд Кржижановский (по одноименному роману Геральда Берстеда). Актеры: Игорь Ильинский, Анатолий Кторов, Михаил Климов, Иван Аркадин, Мария Стрелкова, Леонид Оболенский и др.


Яков Протазанов поставил эту комедию по роману датского писателя Геральда Берстеда и с участием уже знакомой зрителям по «Процессу о трех миллионах» троицы: А. Кторов (Микаэль Коркис), И. Ильинский (Франц Шульц) и М. Климов (настоятель церкви).
Кторов и Ильинский сыграли здесь, по сути, прежних персонажей, углубив и отшлифовав их характеры: Коркис — элегантен, умен и хитер, а Шульц «подпевает» ему в меру своих не слишком выдающихся умственных способностей. Главный анекдот комедии заключен в том, что Коркис нагло выдает себя за «святого», способного творить чудеса.
Дуэт Кторов-Ильинский артистичен, пластически неподражаем. От игры актеров получаешь подлинное наслаждение. Чего стоит одна сцена чудесного «исцеления» Коркисом мнимого инвалида Шульца. Невозможно смотреть без смеха на персонажа Ильинского, выделывающего невероятные па с остатками костыля. «Достойный кисти» идиотский вид Шульца затем замечательно изображается на «иконе св. Франца»: одной рукой он прижимает к груди костыль, а другую — простирает к небу...
Изобразительное решение «Праздника святого Йоргена» местами выдержано в духе иронической стилизации под религиозную живопись. Геометрически правильные, симметричные композиции «явления» самозваного «святого»: фигура Коркиса в белоснежной мантии внушительно вырисовывается на фоне черного овального проема церковного входа, а по обеим сторонам его склоняются священники. Торжественное восхождение монахов по каменной лестнице: боковые ряды — черные, центральные — белые...
Подобный эффект создается, и когда Коркис беседует с Олеандрой — ну, чем не Мария Магдалина и святой Михаил — Коркиса выдают одни глаза: притворные, явно «переживающие», чересчур «святые»...
Остроумные надписи придумали к фильму Илья Ильф и Евгений Петров. В 1935 году картина была озвучена и еще долгие годы с успехом шла на экранах кинотеатров.
Яков Протазанов не был новатором. В его фильмах не встретишь вычурных ракурсов, головокружительного монтажа, усложненных метафор и иных достижений его более молодых кинематографических современников. Не писал он и громких манифестов, не основывал школ, не любил вступать в ожесточенные публичные споры, столь свойственные эпохе, избегал пространных интервью. Протазанов оставался верен себе — снимал «по старинке», полностью доверяясь актерам, причем обычно актерам театральным. И лучшие фильмы мастера обрели завидную экранную судьбу...
Александр Федоров, киновед
Праздник святого Йоргена. СССР, 1930. Режиссер Яков Протазанов.
2 минуты
276 читали