18 тыс подписчиков
[Ships]
Посчитав, что "зарубежный" опыт достаточно изучен после получения Черноморским флотом двух миноносцев британской и трех миноносцев французской постройки, Морское министерство решили для Балтики построить миноносец уже по собственному проекту, который по замыслу должен был "вобрать в себя" все лучшее, что было у "иностранцев".
Так появился сначала проект, а потом и миноносец "Котлин".
В марте 1884 года МТК рассмотрело первые предложения (подготовил корабельный инженер капитан Э.Е.Гуляев) о том, каким должен быть эта "перспективная миноносец". Что же удивительного в этом проекте?
1.С одной стороны, проект разрабатывался на основе лучшего из "французского веера" - миноносца "Поти", с другой в проекте сразу "бросается в глаза" желание создать практически "миноносного монстра"!
Судите сами, все предыдущие миноносцы, которые получил российский флот были одновальными (один винт), с одной паровой машиной, одни паровым котлом, одним кормовым рулем. Проект "Котлина" предполагал создание двухвального корабля, на каждый из которых работало по две ПМ и по два котла (всего ЧЕТЫРЕ машины и ЧЕТЫРЕ котла), для управления кораблем - установить два кормовых руля. И главное "всё это" разместить в корпусе водоизмещением и размерами таком же как и у "Поти"! И делалось все это в целях достижения высокой скорости!
Здесь можно только удивляться оптимизму проектировщика!
Этот "оптимизм" сочетался и с "рачительностью" и желанием сэкономить, которые так "радовали" души членов МТК. На НОВЫЙ корабль, претендующий на высокие скоростные характеристики решили (в целях экономии) поставить паровые машины со старых миноносок, которых в свое время построили более сотни штук. Вот и решили - "чего зря добру пропадать - пусть еще послужат"!
2.Но как бы то ни было - разумность восторжествовала, было решено установить на миноносец "всего" два машины и одного котла, но машины так и остались - "бывшими в употреблении". Надо ли говорить, что ни о какой высокой скорости речь уже не шла. Более того, даже по мощности машин "Котлин" (2х220 л.с.) проигрывал все тому же "Поти" (1х520 л.с.), соответственно и максимальная скорость (на испытания), которую иногда приписывают "Котлину", составила -16,98 узла, практическая - 14 узлов против 18 узлов на "французах".
3.При этом корабль получил все тот же узнаваемый наклонный носовой карапасный кожух, прикрывающий отсек с торпедными аппаратами, носовой убирающийся руль, две установленные побортно трубы и три мачты с парусным вооружением.
4.Интересен еще один момент.
Миноносец "Котлин" был вооружен, так же как и его предшественники, двумя носовыми торпедными аппаратами, которые снаружи закрывались "лекальными" крышками в соответствии с обводами корпуса. Однако у всех его зарубежных предшественников, построенных для русского флота, торпедные аппараты имели собственные герметичные крышки, открываемые дистанционно. У торпедных аппаратов "миноносца последнего УСОВЕРШЕНСТВОВАННОГО типа" как значился по документам на этапе проектирования "Котлин" такие крышки отсутствовали, их заменяли ДЕРЕВЯННЫЕ ПРОБКИ (как когда-то у орудий надводных кораблей). Верх инженерной мысли!
В тоже время миноносец построили и ввели в состав флота, причем на этапе испытания потребовалось большое количество натурных испытаний для выявления параметров винто-рулевой группы.
Так что если рассматривать данный корабль как "пробу пера" - попытку построить собственными силами и средствами миноносец на отечественной верфи, то задача была решена. Но этот корабль оказался далеко от "идеального".
В целом миноносец сыграл свою роль, Балтийский завод получил опыт создания корабля такого типа, а русские моряки - опыт эксплуатации миноносца с двухвальной ЭУ. Кстати, как мы помним, первую двухвальную установку (с двумя котлами) получил в 1878 году французский миноносец №1 на заводе Клапареда, правда потом французы строили миноноски с одной ПМ, как впрочем и британцы.
Поиск идеала продолжился...
3 минуты
1 января 2023
725 читали