2903 подписчика
Героические итоги 2022 года в ритейле. (часть I)
Опубликована статья «Итоги 2022 года в ритейле и мире, новые точки роста и стабильности!»
По ссылке полный текст
Чтобы вас не обременять длинным чтением на праздники, я буду частями выкладывать материал в Телеграм-канале "Магазин 4.0" .
Сегодня самый длинный пост вводная часть и текст.
Каждый раз думаешь, что хуже уже не может быть, но приходят новые времена и удивляешься насколько были спокойными, простыми предыдущие годы, о которых ты думали, что сложнее уже не может быть, тогда мы приспособились и в этот раз справимся. По накалу страстей в обществе, в ритейле, да и в целом в экономике 2022 год, конечно, превзошел пандемийный 2020 год.
Хочется отметить в этой статье как положительные, так и разрушительные для ритейла факты, которые в будущем сыграют решающую роль в развитии отрасли и потребительского поведения.
Мы думали будет хуже.
Когда в марте началась специальная военная операция, а за ней посыпались бесконечные пакеты санкций, то большинство экспертов предрекали либо очень мощное падение экономики, либо вообще ее разрушение. Для ритейла такая ситуация грозила катастрофой - резким спадом потребительской активности и тяжелые времена на долгие годы в сегменте ритейла были бы обеспечены.
По факту оказалось, что российская экономика смогла довольно быстро адаптироваться к «матери всех санкций» из чего можно сделать вывод, что рыночные механизмы в нашей экономике существуют и они смогли очень быстро компенсировать негативное воздействие на экономику, плюс, разумеется, сильное наполнение бюджета за счёт выросших цен на энергоносители и закрытость границ для выездного туризма, оказало серьёзную поддержку местному ритейлу.
Для ритейла очень важный вывод: рыночные механизмы работают, потребительское поведение очень адаптивно, государство задействует механизмы для поддержания покупательной способности. Правда, не стоит их переоценивать, т.к. поддержание происходит на очень низком уровне. Невозможность выехать в другие страны привело к росту внутреннего туризма и формированию новых кластеров внутреннего туристического шоппинга, на это стоит обратить внимание с точки зрения развития ритейла в этих кластерах, есть ощущение, что это уже надолго и мы будем всё больше путешествовать по нашей стране.
#кризис2022_2023
2 минуты
1 января 2023