19 подписчиков
Как на нас действуют хорроры и зачем их смотреть?
Фильмы ужасов щекочут нервы, учат не заходить в тёмные подвалы и остерегаться заброшенных зданий. В чем функция хорроров и стоит ли вообще их смотреть?
Первый расцвет хорроров произошёл в послевоенные годы, когда общество было наполнено страхом возвращения войны и непониманием того, что такое посттравматические расстройства — фильмы ужасов и триллеры впоследствии помогут распространить представления о ПТСР на большую аудиторию. Мотивы тревоги, отклонений и постоянного напряжения в ожидании разрядки характерны, например, для работ Альфреда Хичкока. Насилие будто бы «запиралось» на экране, а ужас был личным — два человека терроризировали друг друга, не перенося насилие на большие группы. Так тирания военного времени «схлопывалось» до размера межличностного и его масштаб в сознании уменьшался, уходя на бытовой уровень.
Более поздние хорроры, по мнению Стивена Кинга, побуждают нас отбросить цивилизованную и взрослую склонность к анализу и снова стать детьми с полярным, черно-белым видением мира. Такое приглашение впасть в простоту, иррациональность и даже откровенное безумие мы редко получаем в обычной жизни. Например, слэшеры о маньяках вроде Фредди Крюгера, Майкла Майерса из Хэллоуина или демонах-сенобитах показывают бессмысленное насилие, их герои убивают ради убийства. Просмотр таких хорроров освобождает эмоции — зрителям по-настоящему страшно.
А вот поджанр torture porn (пыточное порно) концентрируется на предельно натуралистичной демонстрации насилия и увечий. Режиссёры таких фильмов стараются «очаровать» зрителей общественно запрещёнными и пугающими элементами, противопоставляя их обыденности. Как пример — серия фильмов «Пила», где главный герой Джон Крамер создаёт смертельные ловушки, из которых почти невозможно выбраться, не отрезав себе ногу или не нанеся других увечий.
Иногда фильм ужасов мотивирует насилие тяжёлым прошлым героя, например, детством с элементами домашнего насилия. Тут всё очевидно — насилие множит насилие и есть только один способ противостоять этому. Если вы жертва, то не повторять поведение агрессора. Если вы находитесь в нейтральной позиции, то быть бережным к окружающим. Такие фильмы напоминают зрителю — всё поправимо, если не умножать зло в повседневной жизни, например, в фильме «Уродцы» (1932).
Для некоторых современных хорроров, как и для многих других визуальных жанров, на место однозначному антигерою приходят персонажи с двойной моралью. К ним сложно испытывать полноценную симпатию. Их мотивы вызывают отвращение, но при этом они не «дорастают» до звания классических абсолютных злодеев. Насилие даже может находиться за пределами кадра. Новая задача этого жанра — показать неоднозначность событий, отучить воспринимать историю в чёрно-белых тонах.
В целом фильм ужасов построен на преувеличении, он обязан будоражить чувства, отправляя нас на американские горки — то пугая, то успокаивая. Как правило, это то, зачем мы смотрим такое кино. Хоррор продолжает быть развлечением, показывая насилие отстранённо и на дистанции.
А какой ваш любимый фильм ужасов?
#ужасы #культура #хорроры
2 минуты
31 декабря 2022