9 подписчиков
18 Храм на горе. Государство Страха.
В результате первичной «кровавой битвы» за Признание выжившие Первые люди в обществе разделились на Господ, готовых рисковать жизнью в борьбе за Признание, и Рабов, предпочитавших покориться Господину из страха смерти. Таким образом появилось первичное государство. Да, разумеется, это было рабовладельческое государство, или, шире, монархическое, или, еще шире, аристократическое государство с наличием правящего монарха и/или правящего слоя (аристократии).
В зависимости от того, какие черты Человека конкретные философы считали наиболее сильными, и таким образом оказывавшими наибольшее влияние на эволюцию форм общественного устройства, это самое устройство (другими словами комплекс права-свободы-формы правления) приобретало свои специфические черты и свою Историю.
Свою лепту в осознание этого комплекса вложили все: и теологи, и материалисты, и идеалисты.
Исторически (в астрономическом смысле) первым оформилось понятие Равенства. Его истоки идут от христианского равенства всех перед богом, не разделявшего людей на рабов или господ. Многие даже называют христианство «религией рабов», имея в виду то, что в «битве за признание» все христиане «признают» Господа Бога, пусть и перемещая его на небо, в надежде на Спасение.
Понятие Свободы у материалиста Гоббса имело исключительно «материальный» смысл, как отсутствие «материальных» преград движению. Это необязательно должны были быть лишь «путы на ногах». Необходимость, например, в поиске пищи — тоже «материальная» преграда для каких-то других действий. Сильнейшим из человеческих Желаний он считал стремление к самосохранению. Соответственно этому, понятия права и справедливости в государстве у Гоббса выводятся из этого рационального человеческого желания самосохранения, страха смерти, поскольку пока государства нет, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Государство по Гоббсу — это своего рода «общественный договор», суть которого в том, что Господин правит, а Рабы подчиняются ему (признают), но при условии сохранения их жизни. Другими словами легитимность Правителя в государстве зависит от обеспечения этим Правителем права на жизнь для подданных, платой за которое является их отказ от борьбы за признание, в том числе и тех из них, которые были готовы рисковать жизнью в битве за признание. Как видно, это описание монархии.
Несколько позднее Локк расширил понятие основных прав Человека не только просто на жизнь, но и на комфортную, человеческую жизнь, что понималось им как право на собственность. Так же Локк считал, что из «общественного договора» следует право подданных на свержение монарха при несоблюдении им неотъемлемых прав подданных.
О получившимся «государстве страха» можно сказать, что в нём впервые исходя из природы Человека, из его глубинного желания — чувства самосохрания, было выведено и обосновано то, что впоследствии было названо «либерализм».
Как обычно, продолжение следует.
2 минуты
11 января 2023