Найти тему
67,8 тыс подписчиков

У Христа было всё человеческое, за исключением одного. У Него не было только одного, что имеем мы — все люди. Вы уже понимаете, наверное, чего у Него не было? Конечно — у Христа не было греха. Христос не имел греха, Он был абсолютно и в совершенной степени Безгрешным, как говорит Апостол: «Испытан во всем кроме греха» (Ср.Евр.4,2). То есть, Христос был испытан, подвергнут искушениям, как все люди, но при этом, в Нём не было греха.


Но, конечно, и Сам Господь сказал однажды: «Кто от вас обличает Мя о гресе?» (Ин.8,46). То есть: кто-то может прийти и сказать Мне, что Я сделал хотя бы один грех? Никого не нашлось и, конечно, никого не могло бы найтись. Не могло бы найтись человека, который сказал бы, что Христос хоть в чём-то когда-то согрешил. Потому что, согласно с пророком Исаией: «Он не сделал греха и не было лжи в устах Его» (Ис.53,9), то есть, Он не соделал абсолютно никакого греха. В Нём вообще не было греха и в Его устах вообще не было лжи. То есть, Христос никогда ничего не произнёс не только греховного, но и такого, за что можно было бы Его укорить, как часто делаем это мы, люди, потому что мы, люди, очень много согрешаем своим языком. В нас легко входит дьявол и пленяет нашу душу, тогда как, по словам Константин Калинника: «Прочная, словно алмаз дверь души Богочеловека не могла быть нарушима ни одним искушением, и никто не мог эту дверь сломать», то есть дверь души Господа нашего Иисуса Христа осталась закрытой для любых страстей и любых искушений. Сатана не смог ни грубо взломать эту дверь, ни подобрать к ней отмычку и войти внутрь.

А по отношению к нам, именно это, к несчастью нашему, часто и происходит. Искушения, которые сатана причинил Христу в пустыне, словно пена от волн разбились о скалу. Вы знаете, что, когда стоишь на волнорезе в шторм и накатывают волны, то они разбиваются о камень, из которого выложен волнорез. Так вот и дьявол, словно пенящаяся волна, ударился о камень души Христа и был сокрушён. Христос не носил на Себе даже первородного греха, который носят все люди без исключения. Ведь даже Пресвятая Богородица имела первородный грех, не была ему чужда, однако во Христе даже первородного греха не было. Причина этого в том, что Христос не родился по законам природы, по которым рождаются все люди. Человеческая природа Христа, как мы знаем, не произошла от известного соединения мужчины и женщины, Христос родился сверхъестественным образом, Он родился от Духа Святого и Марии Девы. Однако подробно об этом мы поговорим в одной из наших следующих проповедей.

Дорогие братья и сёстры, Христос, Который, как Новый Адам, пришёл для того, чтобы спасти род человеческий, должен был восприять не греховную и растленную человеческую природу, какой она стала после первородного греха. Нет: Христос должен был восприять безгрешную человеческую природу, такую природу, которую имел Адам до того, как он согрешил. Такую именно человеческую природу и восприял Христос, как говорит об этом святой Афанасий Великий: «Христос восприял такую человеческую природу, которую имел Адам до своего грехопадения».

Христос родился Совершенным Человеком, Человеком Безгрешным, Человеком Святым. Он не приобрёл безгрешность и святость постепенно, но родился Святым. С самого момента Своего воплощения наш Христос уже был Безгрешным Человеком. Кто-то может преуспевать в добродетели (либо «преуспевать» в грехе) постепенно, кто-то может становится святым день ото дня — восходя, словно по ступенькам, по добродетелям— таковыми были святые нашей Церкви. Однако Христос не преуспевал в святости постепенно. Он ни по каким ступенькам не поднимался и ни по каким лестницам к совершенству не шёл, Он родился Безгрешным.

Из третьего тома книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Символ веры. Осмысление". Готовится к печати издательством "Орфограф" в 2023 году.
У Христа было всё человеческое, за исключением одного. У Него не было только одного, что имеем мы — все люди. Вы уже понимаете, наверное, чего у Него не было? Конечно — у Христа не было греха.
3 минуты
1659 читали