647 подписчиков
О двух видах любви
В области любви легко можно предположить, что то, что чувствует или делает один человек по отношению к другому, есть нечто безличное. Но это может в то же время не иметь ничего общего со сверхличным.
Если человек не делает чего-либо непосредственно для себя, то это ещё не обязательно означает, что он делает это для другого. Человек тогда может подвергнуться весьма своеобразной иллюзии. Он смешивает любовь к себе с любовью к другому. Зачастую большая часть любви к другому есть замаскированная любовь к себе. Большинство людей любят другого человека скорее потому, что любят самих себя в другом, и поэтому соединение с другим удовлетворяет собственный эгоизм. Те, к кому это относится, не признают этого, просто не хотят этого знать, но всё же это только окольный путь для удовлетворения собственного эгоизма.
Эгоизм - гораздо более глубокая сила, чем думают, и часто человек, считающий себя победившим его, на деле всё глубже в нём запутывается. Человек может любить потому, что это ему нужно. Определённый род любви возникает не из чего другого, кроме как из душевной скудости человека, а душевная скудость - это всегда усиленный эгоизм. Тогда-то и возникает любовь, потому что тебе нужен другой человек: душа чувствует себя опустошённой, пустой, если нет кого-то другого.
В подобных случаях любовь есть не что иное, как замаскированный эгоизм, и когда кто-нибудь тогда говорит, что он охвачен любовью, то здесь мы имеем любовь низшего вида: личность оскудевает и потому должна искать себе что-то новое, и она маскирует эту тягу к новому тем, что говорит: «я безличен, ведь я люблю другого».
Самый чистый случай неэгоистической любви - когда любят то, в чём не нуждаются, без чего могут обойтись. Если человек любит другого не ради самого себя, как было сейчас описано, но именно ради этого другого, то это значит, что он имеет в себе нечто, что он может дать. И что важно: он тогда ничего не теряет, если другой человек покинет его.
Чтобы понять это, необходимо понять ценность другого человека, а это возможно только если углубляешься в мир. Чем больше вы будете продвигаться в познании духовного, тем больше вы научитесь узнавать сущность человека; и вы постигните человека тем больше, чем больше будете способны почувствовать ценность другого человека. Тогда вы и полюбите его не для себя.
Взгляните на мир таким образом, и вы обнаружите, что один имеет тот, а другой - иной эгоизм и что каждый любит сообразно своему эгоизму.
Поэтому необходимо возвышение личности. Безличная любовь, возникающая из слабости, всегда будет связана со страданием. Любовь же сверхличная, возникающая из силы, из того, что другой человек познан, такая любовь есть источник радости и удовлетворения.
Колебания между всевозможными настроениями в любви всегда указывают на то, что любовь в таком случае есть замаскированный эгоизм и что она возникает из оскудения личности.
Таким образом, на примере феномена любви мы можем лучше всего понять разницу между безличным и сверхличным.
2 минуты
14 февраля 2023