79 подписчиков
НЕБЛАГОДАРНОСТЬ (Лк 14:16-24)
Что больше всего нас бесит в отношениях с людьми? Особенно с близкими нам людьми? Родными, любимыми. Я думаю ничто так не расстраивает как неблагодарность. Не даром её ещё называют “черной”. Зависть тоже называют черной, но также иногда могут назвать и белой. Неблагодарность же ранит всегда, и очень больно. Ты что-то делаешь, стараешься, всю душу вкладываешь, учитываешь вкусы и предпочтения, чтобы точно угодить им. А что они? “Спасибо, конечно, но мне сейчас не надо, может в другой раз…”
Что?! Какой другой раз?! Другого раза не будет! Если человек не родственник, так после этого можно с ним вообще общение прекратить. С родственниками сложнее, приходится смиряться и продолжать как ни в чем не бывало. Копить в себе эти обиды годами, не имея возможности высказать - формально тебе никто ничем не обязан, сам захотел, сам всё делал, к кому претензии?
Чаще всего такая ситуация происходит с нашими детьми, и это понятно - любой родитель желает своему чаду только самое лучшее, готов все силы для этого отдать, даже если дети не просят - зачем ждать когда попросят, и так же всё понятно? Не правда ли?
А теперь представьте, что Бог постоянно что-то делает для нас, предлагает: “Человек, идем, там поляна накрыта, будем в Царствии небесном вино пить - нескончаемый запас”. А мы каждый раз спешим променять вечное блаженство на какие-то сиюминутные сомнительные удовольствия. “Я вола купил, пойду объезжать; а я участок - надо посмотреть; а я женился - жена не отпустит…” - видимо, евангелист собрал самые нелепые отмазки, чтобы довести ситуацию до абсурда, и через это показать глубину нашей неблагодарности по отношению к Богу.
В притче устроитель пира сильно гневается, и мы прекрасно его понимаем, на его месте мы бы гневались не меньше. Что должно нас насторожить - царь собирается позвать других гостей, со всех подворотен и помоек, готовых прийти прямо сейчас. Это очень по-человечески, всё понятно. А как же первые званые? Сами ответьте себе - станут ли их звать ещё хоть раз? В притчи ответ однозначный - больше никогда.
И вот тут сам собой возникает вопрос: в чем главная проблема этого отрывка? Очевидно, под устроителем пира мы должны понимать Бога. Тогда что же получается, Бог, каким его рисует евангелист Лука, такой беспощадный деспот, что стоит ему один раз отказать и всё? Пиши пропало? Но в жизни то мы наблюдаем совсем иную картину: мы можем миллион раз предать Бога своими поступками, а на миллион первый раз Он всё равно нас прощает, и дает миллион второй шанс. Если бы Бог поступал с нами как мы поступаем, нас давно бы уже не было.
Что это? Почему царь из притчи такой мстительный? Почему он ведёт себя так, как если бы был обычный человек? В чем назидание для нас, слушателей?
Возможно, это отголоски ветхозаветного сознания, в котором выросли евангелисты. Бог Ветхого Завета именно такой: Он обещает одному народу величие, а все другие народы - покорить первому, неверных уничтожить, грешников истребить. Евангелист так увлекся, что в конце изрекает максиму: “Много званых, но мало избранных”. (Лк 14:24) Избранные? Может быть богоизбранные? Где-то мы всё это уже слышали. Бог Ветхого Завета заставляет подчиняться под страхом наказания. Причем, с людьми Он не церемонится, может и всех смыть потопом, и вспоминай как звали.
Честно говоря, у меня нет утешительных новостей для вас в этот раз. Видимо, евангелист Лука действительно думал так, как и записал в своей книге. С другой стороны, этим Евангелия и ценны - они являются памятниками той исторической эпохи, в которой современники Иисуса жили и действовали. Они оставили нам не какой-то рафинированный текст, выверенный и вылизанный до каждой запятой, в котором не осталось живого слова. Это артефакт реальной культуры во всей её многогранности и разнообразии, который мы должны принять с благодарностью, но не воспринимать как предмет слепой веры, а как инструмент познания Бога, подспорье в нашем бесконечном поиске Начала Начал.
Так какой же он, наш Бог, - карающий или всеблагий? Я не знаю. Вам решать.
3 минуты
27 декабря 2022