Найти в Дзене
22,5 тыс подписчиков

Дело всей жизни


Шутка ли – 40 лет собирать коробки перемены передач! А ему не надоело, он привык, да и на производстве не спешат отпускать его на заслуженный отдых, уверяя, что специалист такого уровня у них один. Знакомимся – слесарь механосборочных работ цеха производства корпусных деталей и сборки КПП завода запасных частей и компонентов Альмас Раупов.

В январе 1983 года 26-летним парнем он приехал из деревни Кугашево Тукаевского района. За плечами – только средняя школа, армия и опыт работы водителем. Но хотелось работать на «КАМАЗе». Поэтому не раздумывая согласился, когда предложили работу слесарем МСР в цехе сборки коробки перемены передач на заводе двигателей. На первых порах было тяжело, признаётся Альмас Марсович, но со временем втянулся, приспособился к заводскому ритму. Как человек ответственный, привыкший выполнять работу на совесть, он раз за разом подтверждал своё мастерство и радовал руководство рвением и умением быстро осваивать новые операции.

Остался он предан своему делу и в тяжёлое время, когда сгорел завод двигателей: разгребал руины и восстанавливал производственные корпуса. Не сбежал и в годы экономического кризиса 90-х. И на новое место перешёл вместе с родным коллективом: когда в 2016-м вышел приказ о создании ЗЗЧиК на базе цехов производства деталей коробки перемены передач и деталей двигателей, ранее входивших в состав ЗД.
За 40 лет через его руки прошло около миллиона коробок передач. Альмас Марсович вспоминает, что до пожара собирали по 12-13 тысяч коробок в месяц. Когда на ЗЗЧиК переехали, за шесть лет здесь собрали уже более 100 тысяч коробок. Кстати, к выпуску юбилейной КПП за добросовестный высокопроизводительный труд он награждён Почётной грамотой ЗЗЧиК.

– Он грамотный специалист, единственный в своём роде, – утверждает замначальника цеха по технической части Марс Оразов. – Досконально знает конструкцию коробки передач, а состоит она из 150 деталей – много различного вида валов, шестерён, подшипников, болтов. Если что-то забарахлило, Альмас Марсович определит дефект даже на слух во время испытания КПП.

Ведущий инженер-технолог Максим Лесин добавляет, что КПП после сборки отправляется в испытательный бокс, и если там выявляется какой-то дефект, испытатели в маршрутной карте указывают обобщённую причину: перегрев, шум, невключение передачи. И уже Раупов определяет причину дефекта – брак это или неполадки в сборке.
– Плана у меня нет, если дефект появляется, я ремонтирую. За смену с испытательного стенда возвращается две-три КПП, – рассказывает о своих трудовых буднях Альмас Раупов. – Все дефекты знаю. В основном бывают мелкие ремонты, я их за несколько минут устраняю, а на сложные уходит более часа – надо разобрать коробку, найти причину, снова собрать. Я определяю, в каком месте, в делителе или коробке, шум или вой, быстро нахожу, где поломка. По опыту вижу, как шестерня лежит, как подшипник. После переборки я опять КПП на испытание отдаю, но снова мне её возвращают в очень редких случаях.
– Бывают и плановые мероприятия, вот и сейчас проходит операция контроля, – продолжает Лесин. – Эту задачу тоже решает Альмас, тем самым устраняются лишние перемещения и загруженность персонала. Например, он проверяет момент затяжки болтов.

Кстати, с моментом затяжки болтов связано одно из кайдзен-предложений Альмаса Марсовича.

– Одни гайковёрты слабо затягивают, а другие, наоборот, перетягивают. Если слабо затянуть, потечёт, значит, усилить надо, но перетягивать тоже нельзя, так болт сломать можно. Наши гайковёрты приходилось каждый раз вручную ключом переналаживать, и я предложил их все протестировать и отрегулировать динамометрическим ключом.
Вся жизнь Раупова связана с цехом. Даже с женой познакомились здесь, она тоже работала слесарем МСР. Сейчас ему 66 лет, в планах – найти достойного преемника и передать ему свои знания. Но, конечно, пока есть силы, обещает ещё послужить «КАМАЗу».
3 минуты
228 читали