Найти тему
18 тыс подписчиков

[History]

Надо признать, боевая служба линкоров (линейных крейсеров) типа "Шарнхорст" была богата на проверки его систем защиты: и броневого пояса, и броневой палубы, и ПТЗ. Для "чистоты" эксперимента попробуем вспомнить все попадания торпед в данные корабли (повреждения от бомбовых взрывов и взрывы донных мин пока оставим).

1.Первым проверить свою ПТЗ судьба предоставила возможность "Шарнхорсту". 8 июня 1940 года при уничтожении британского АВ "Глориес" эсминец "Акаста" из эскорта "британца" поразил торпедой "Шарнхорст".
Она ударила в правый борт под углом 15 градусов у башни «Цезарь» ("С") в трех метрах под главным поясом - в самое уязвимое ме­сто. Повреждение оказалось очень серь­езным. Боевое отделение и погреба «Шарнхорста« заполнились дымом, при­слугу башни пришлось эвакуировать.
Бортовую об­шивку разру­шило на площади 6x14 м, взрыв ока­зался мощным, большая часть его энергии пришлась на внутреннюю структуру, разорвав ПТП и загнув ее верхнюю часть внутрь на 1,7 м. Переборка была повреждена на десять метров. Поврежденными оказались две траверсных переборки, батарейная палуба и палуба первой платформы, были и другие повреждения.
Попадание пришлось в место прохода гребного вала через ПТП, где ее эластичность была не­достаточной из-за дополнительных под­креплений. Сказалось и ТО САМОЕ, не очень надеж­ное соединение ПТП с броневой палубой, что не позволило напряжени­ям от взрыва распространиться на боль­шую площадь жестких элементов струк­туры корпуса. Переборка выгнулась, ее верхнее крепление не выдержало, что привело к боль­шим затоплениям внутреннего объема: вода частично заполнила 22 главных водонепроницаемых отсека, а всего 30 отсеков в районе взрыва приняли 2500 т воды. «Шарнхорст» получил крен на правый борт в 3 градуса, осел кормой на 3 м, погибло 48 человек.
Большие затопления и повреждения сказались на ГЭУ. Уничтожило часть правого гребного вала, которая проходила через нижние отсеки ПТЗ около башни «С», его коридор за­полнила вода. Из-за нештатных действий экипажа кормовое МО стало затапливаться так быстро, что со­хранить его в строю, мгновенно остано­вив турбины, оказалось невозможным. Кожух одной из турбин, вращавшейся на полной мощности, остыл так быстро, что лопатки ротора врезались в его внутрен­нюю поверхность. В итоге ко­рабль остался только с одним работающим левым валом, скорость упала до 20 узлов.
Пострадало и вооружение: вышла из строя башня «С», некоторые отсеки под ее погребами заполнило водой, оборудования в погребах оказалось поврежденным. Заго­релись некоторые заряды в гильзах и в футлярах, многие оказались испорчен­ными. Кормовая 150-мм башня ПБ вышла из строя из-за за­топления подбашенных помещений и повреждения электросистем. Повредило и СУО кормовой группы 105-мм орудий.
Так что можно сказать, что линкору повезло - больше воздействия противника не было, и на следующий день "Шарнхорст" благополучно дошел до Тронхейма. Ремонт занял почти полгода (5,5 месяцев).

2.Вскоре, буквально через две неделю "Гнейзенау" тоже испытал на себе мощность британской торпеды, на этот раз с подводной лодки "Клайд".
Торпеда (365 кг торпекса) попала в правый борт в 16 м от форштевня и очень близко к началу носового противоосколочного пояса. Броня повреждена не была, но носовая оконечность пострадала очень серьезно. Взрыв на три метра ниже ВЛ разорвал листы обшивки с обоих бортов и повредил шпангоуты, удивительно как носовая часть вообще не оторвалась.
Пробоина ПБ имела длину 15 м и высоту 6-10 м, имелась большая пробоина и с левого борта. Вода затопила два водонепроницаемых отсека, скорость пришлось уменьшить из-за риска потерять носовую оконечность.
Торпедные повреждения вне ПТЗ всегда опасны, но на этот раз боеспособность корабля и механизмы практически не пострадали, "Гнейзенау" сохранил скорость 19 узлов и 21 июня смог дойти до Тронхейма. Так что на это раз обошлось.
Ремонт продолжался пять месяцев.

Фото 1, 2 - повреждения "Шарнхорста"
Фото 3,4,5- повреждения "Гнейзенау"
3 минуты
998 читали