Найти тему
17,9 тыс подписчиков

[History]

Вспомнив 10 декабря про гибель линкора "Принц Уэльский" и линейного крейсера "Рипалс", и использовав этот факт для обсуждения его ПТЗ, нельзя оставить без внимания и 26 декабря.
В этот день 1943 году, в 8.40 радар "Белфаста" обнаружил немецкий "Шарнхорст" на дистанции 33 км, после чего операция по уничтожению немецкого рейдера перешла в основную фазу.
Ход самого боя достаточно хорошо представлен в литературе и известен, здесь мы вновь вспомним особенности ПТЗ немецкого линкора (по сути, линейного крейсера), хотя надо признать, на этот раз основные повреждения "немец" получил все же от артиллерийского огня, торпедами его уже добивали.

Итак, вспомним, что подводная противоторпедная защита (ПТЗ) "Шарнхорста" проектировалась, чтобы противо­стоять взрыву заряда в 250 кг ТНТ на глубине в по­ловину проектной осадки. Такой заряд был несколько меньшим, чем у тор­пед британских кораблей, но был больше зарядов британских авиаторпед.
Интересно, что конструкция ПТЗ разрабатывалась на основе испытаний с секциями, вырезанными из корпуса броненосца «Пройссен». Именно по результатам этих испытаний в корпусе корабля было много сварных соеди­нений, которые, как выяснилось, лучше выдерживали взрыв 250-кг заряда, а повреждения легче ремонтировались.
Но несмотря на результаты этих испыта­ний, немцы решили крепить противоторпед­ную переборку с помощью клепки, видимо полностью не доверяя качеству сварных швов.

ПТЗ (по словам С.Сулиги) имела легкое бронирование по наружной обшивке корпуса, толщина которого под главным поясом менялась в пределах 12-16 мм и которое могло вызвать детонацию боеголовки торпеды. Но оставалась проблема по­вреждения осколками наружной обшив­ки внутренних переборок при взрыве более мощного заряда. Большое пустое пространство за наружной обшивкой действовало как расширительная каме­ра для га­зов взрыва, что значительно уменьшало бы их давление и энергию.
Дальше внутри корпуса находились нефтяные цистерны, поглощавшие остаток энергии взрыва за счет рассеивания/ разрушения их 8-мм стенок, подкрепленных продольными элементами жесткости и шпангоутами. Часть энергии должна была поглощать­ся за счет де­формаций 45-мм ПТП, за которой, где возможно, на протяжении цитадели имелись пустые отсеки. Общая толщина перебо­рок на протяжении цитадели составля­ла 53 мм.
В итоге глубина ПТЗ на середине осад­ки у миделя достигала 4,5 м, у башен «А», «В», «С» - 2,58, 3,35 и 3,74 м. Характерно, что от наружных булей отказались в пользу си­стемы внутренних переборок.
Эксперты оценивали, что в средней части корпуса ПТЗ была вполне эффективной, но к концам цита­дели, где корпус сужался, её сопротивля­емость падала до 200 кг ТНТ. При том структура корпуса в районе кормовой башни ока­залась очень сложной из-за острых обво­дов и прохода бортовых гребных валов через ПТЗ.
Каждый раз при получении этими кораблями подводных повреждений выявлялись недостатки их ПТЗ. Отмечалось, что даже без дополни­тельных ударных нагрузок напряжения среза в заклепках (в местах крепления ПТП и броневой палубы) могли превысить до­пустимые. Фактически при ударе бом­бы (снаряда) в скос бронепалубы ме­сто присоединения ПТП подвергалось серьезному испытанию, т.к. зак­лепки в нём в районе кормовой башни всегда находились под высоким на­пряжением.

Важно и то, что из-за больших габаритов ме­ханизмов система ПТЗ оказалась слиш­ком узкой (сравните, глубина ПТЗ на «Дюнкерке» - 7 м, «Бисмарке» -5,4 м, «Ришелье» - 6,8 м, "Дюк оф Йорк" - 3-4 м), и пришлось отказаться от системы, примененной на супердредноутах типа «Байерн» (повторенную на «Бисмарке»).

Но не следует забывать главное, ЛК типа «Шарнхорст» проектировались для ско­рости свыше 30 узлов с ограничением по ширине (30 м), соответственно считается, что вряд ли можно было обеспечить лучшую ПТЗ.
В результате система ПТЗ на этих кораблях оказалась далека от идеальной. Но ведь мы пытаемся сравнить ПТЗ линейного крейсера с ПТЗ "настоящих" линкоров (кстати, более широких) - насколько это верно?

О том, как себя показала ПТЗ данного типа кораблей - чуть позже.
3 минуты
999 читали