52,3 тыс подписчиков
Как выглядел советский VIP-вертолёт Як-24К?
Сегодня мы поговорим с вами об интересной модификации советского вертолёта Як-24, которая должна была стать полноценным комфортабельным вертолётом специального назначения для VIP-персон. Речь пойдёт о вертолёте, который получил обозначение - Як-24К (комфортабельный). Опытно-конструкторские работы по переделке вертолета Як-24 в восьмиместный пассажирский вертолет специального назначения начались в конце 1950-х годов. Если говорить кратко - на создание данной модификации повлияло пребывание Н.С. Хрущева в США, после которого ожидался ответный визит 34-го президента США Дуайта Эйзенхауэра в Советский Союз.
18 сентября 1959 г. конструктора И.А. Эрлиха срочно вызвали в Москву. В ЦК КПСС в присутствии заместителя министра авиационной промышленности С. М. Лещенко им с конструктором М.Л. Милем поручили в кратчайший срок создать пассажирский вертолет специального назначения для встречи американского президента. Если у ОКБ Миля уже была готовая пассажирская версия вертолёта Ми-4, то с Як-24 дела обстояли иначе. Проведя лишь прочностные расчеты (без статических испытаний), Эрлих решил изменить конструкцию диагональных подкосов в боковых панелях фермы фюзеляжа вертолёта Як-24, благодаря чему появилась возможность организовать остекление пассажирского салона, представляющее собой восемь больших квадратных окон размером 900х900 мм (по 4 на каждой стороне). Также появилась возможность демонтажа двигателей без разборки салона.
Помимо вышеперечисленного, на Як-24К имелась оригинальная конструкция двери-трапа (подобные трапы в дальнейшем можно было встретить на самолётах Як-40).
Всего было переоборудовано два серийных вертолёта Як-24 с заводскими номерами 2720803 и 2720804. Специалисты ОКБ Яковлева успели побывать на заводе №30, выпускавший в то время правительственные самолёты Ил-18. У работников была одна важная задача - отбор всего необходимого для переоборудования будущего VIP-вертолёта. Для получения оконных проемов размером 900x900 мм прямые раскосы боковых панелей фюзеляжа (от рамы 5 до рамы 9), были изменены на изогнутые трубы диаметром 60x56 мм с подпорками из труб диаметром 35x32 мм и дополнительными кницами.
Для обеспечения демонтажа двигателя без разборки салона доработали каркас фюзеляжа в переднем и заднем отсеках. В связи с установкой подъемной двери-трапа изменили каркас пола между рамами 4 и 5.
Полотняную обшивку фюзеляжа заменили на металлическую из листов Д16-Т толщиной 0,8 и 0,6 мм; обшивка крепилась к каркасу, образованному дополнительно установленными шпангоутами и стрингерами.
Остекление в салоне и двух круглых иллюминаторов диаметром 360 мм в вестибюле было двойным. Над окантовками окон и двери для стока воды установили желоба. Трансмиссионный вал и тяги управления изолировались от кабины дюралевым коробом, а для подхода к ним в верхнем гаргроте имелось 5 люков, закрываемых герметичными крышками. Для осмотра узлов фюзеляжа в верхнем и нижнем гаргротах имелись смотровые лючки. Пол под креслами усилили поперечными балками. Пассажирская кабина была разделена на три части с помощью перегородок: передний вестибюль (от рамы 4 до рамы 5), салон (от рамы 5 до рамы 9) и задний вестибюль (от рамы 9 до рамы 10).
В переднем вестибюле расположились дверь-трап, гардероб (имел специальные кронштейны для вешалок и полки для головных уборов пассажиров) и откидывающееся сиденье стюарта. Перегородки оснащались плотно закрывающимися дверьми.
Пассажирский салон был оснащен восемью вращающимися креслами с низкими спинками и мягкими сиденьями с полумягкими кожаными подлокотниками. Между средними креслами (два передних ряда стояли против движения) устанавливались два столика и две настенные вазы для цветов. На передней перегородке были смонтированы часы и приборный щиток. Были предусмотрены четыре осветительных плафона, кнопочная сигнализация для вызова стюарда и телефон для связи с экипажем.
Задний вестибюль разделялся на две части, в одной из которых был туалет (имелась горячая и холодная вода), а в другой разместили буфет и дополнительный гардероб.
3 минуты
26 декабря 2022
491 читали