Найти в Дзене

"Чтобы помнили...".


Харьков для нас больше, чем город. Харьков—это Украина! Два года горе камнем лежит на нашем сердце. Сегодня мы облегченно вздохнули: над Украиной занимается день.

Мы знаем все. Они распяли Украину, и палачи считали на счетах: они считали дивиденды. Палач Розенберг самодовольно ухмыляется: „Украина—наш амбар». Палач Эрих Кох хвастал: «Украина нам дает все—от конфет до рабочих рук». Негодяй мог сказать: от конфет до человеческой крови. Они построили 12 акционерных обществ, в уставах - которых значилось: «Целью общества является изъятие продуктов у украинского населения». Они угнали в Германию сотни тысяч украинских девушек. Они наживались на слезах и, они говорили: «Это наше навеки». Они подносили друг другу поместья, дома. Сегодня мы уснем спокойно: эту ночь они не будут спать.

Сейчас барышники из Швайнфурта и Свинемюнде, которые торговали в Харькове человечиной, улепетывают на Запад. Трясется комендант Полтавы. Вытащил чемоданы директор «Украинише гезельшафт». Ему неуютно в Ромнах. Бледный Эрих Кох стоит под ущербной луной и считает разбитые немецкие дивизии.

Мы ничего не забыли. Мы не забыли, как в Буденовке Фридрих Шмидт пытал девушек. Мы не забыли, как в Белополье немцы соорудили двухэтажную виселицу. Мы не забыли, как в Касселе немцы затравили ищейками 15-летнюю Валю Михальченко. Мы не забыли пепла Чернигова. Мы не забыли развалин Киева. Мы не забыли, и мы не забудем. Теперь не долго палачам вешать: им время висеть.

Мы говорим рабочему городу, славному Харькову: твои тяжелые раны залечит Родина. Ты восстанешь из пепла. Но не быть твоим мучителям: в смертной тоске они будут грызть камень, они будут плакать, но никакими слезами не смоют они своих злодеяний.
Мы говорим дорогому, вечному Киеву: мужайся! Уже идут на Запад те дивизии, которые скоро будут названы Киевскими.

Тернист, но возвышен путь Красной Армии. Украине и миру несет она жизнь. И так, я ценю слово. Но есть на войне нечто более высокое, чем все речи... И в этот в этот торжественный час как не сказать миру: Россия не говорит, Россия воюет.

Илья Эренбург. Статья "Украина" из газеты "Правда", 24 августа 1943 года.
"Чтобы помнили...".  Харьков для нас больше, чем город. Харьков—это Украина! Два года горе камнем лежит на нашем сердце. Сегодня мы облегченно вздохнули: над Украиной занимается день.  Мы знаем все.
1 минута