1 подписчик
Анкета увлеченности компьютерными играми
для юношей и взрослых:
психометрические характеристики.
В свете дискуссий о включении видеоигрового расстройства в список заболеваний в рамках DSM-5 (5-е издание Диагно-
стического и статистического руководства по психическим расстройствам) и грядущей MБК-11 (11-й пересмотр Международной ста-
тистической классификации болезней) современная психология столкнулась с отсутствием инструментария, позволяющего выделять
аддиктов и отличать их от глубоко увлеченных игроков. Цель: проверка репрезентативности, одномоментной надежности (внутренней
согласованности), содержательной и конструктной валидности созданного нами инструментария, определяющего типы увлеченности
компьютерными играми и измеряющего их выраженность. Представлены результаты разработки и первичной валидизации анкеты
увлеченности компьютерными играми для юношей и взрослых на выборке периода ранней взрослости. Гипотезами выступили пред-
положения о репрезентативности, а также содержательной и конструктной валидности предложенной анкеты. В ходе исследования, в
котором приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 30 лет (N = 124, M = 25,8), была определена структура анкеты. Процедура
факторного анализа определила, что существует шесть типов вовлеченности в компьютерные игры – аддикция, чувство сообщества,
эмоциональная поддержка, погружение, потоковость и идентификация. Полученные коэффициенты альфа Кронбаха для всех шкал
опросника и итогового показателя продемонстрировали удовлетворительную согласованность опросника (0,45–0,83). Для проверки
конструктной валидности были использованы шкала CIAS, тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными
играми (А. В.Гришина), адаптированный для более взрослой выборки, и методика интернет-зависимости (Т. А. Никитина, А. Ю. Егоров).
Полученные корреляции подтверждают конструктную валидность опросника. Практическая значимость исследования заключается в
том, что предложенный нами метод диагностики может использоваться для выявления аддиктов в общем массиве высокоувлеченных
компьютерными играми людей.
Все процедуры по стандартизации анке-
ты проведены на репрезентативной выборке,
сбалансированной по полу и включающей в
общей сложности 124 человека в возрасте от
18 до 30 лет.
Содержательная валидность разработанной
анкеты обоснована тем, что в процессе валиди-
зации по результатам факторного анализа под-
тверждена теоретическая структура, на основе
которой анкета была разработана. Это отражено
в ее структуре, представленной шестью типами
компьютерно-игровой активности: «аддик-
ция», «чувство сообщества», «эмоциональная
поддержка», «погружение», «потоковость» и
«идентификация».
Подтверждена также достаточная кон-
структная валидность анкеты на основе кор-
реляционных связей с показателями шкал
методики CIAS, теста-опросника степени увле-
ченности младших подростков компьютерными
играми А. В. Гришиной и методики диагности-
рования интернет-зависимости (Т. А. Никитина,
А. Ю. Егоров), что говорит о состоятельности
методики как самостоятельного инструмента,
не дублирующего других инструментов диа-
гностики сходных феноменов (см. табл. 4).
Практическая значимость исследования
обусловлена тем, что метод диагностики, пред-
ложенный нами, стандартизирован и может ис-
пользоваться для выявления аддиктов в общем
массиве высокоувлеченных компьютерными
играми людей, т. е. быть частью психопро-
филактической программы, направленной на
борьбу с аддикцией.
2 минуты
24 декабря 2022