Найти тему
24,4 тыс подписчиков

Выжил после смертельного ранения, но полжизни спал сидя


Джеймс Мюррей (1734-1794).), второй сын лорда Джорджа Мюррея, был настоящим шотландским аристократом и человеком недюжинных волевых качеств. Его карьера в британской армии началась не совсем обычно. Когда в 1756 году началась Семилетняя война, он служил в гвардии армии курфюрста Саксонии, которая, как известно, почти целиком угодила в «Пирнский» мешок, устроенный прусским королем Фридрихом IV, который в свою очередь в той войне являлся союзником Британии.

В 1757 году Джеймс был освобожден под честное слово до конца войны не поднимать оружие против Прусского короля, и вернулся в Шотландию, где по протекции своего дяди герцога Атоллского получил чин капитана в Черной Страже (42-ой горский королевский полк), и был назначен командиром одной из трех дополнительных рот, набранных для службы в Америке. Мюррей храбро сражался под Тикондерогой и Монреалем, а после завоевания французской Канады, отправился со своей частью на Карибы для участия в захвате Мартиники (1762). Там он получил тяжелое ранение, которое отправило его на «больничный» на целых 6 лет.

Летописец шотландских полков Стюарт из Гарта приводит следующие сведения о ранении Мюррея:

«Мушкетная пуля вошла в его левый бок, под нижним ребром, прошла вверх через левую долю легкого, (как было установлено после его смерти), пересекла его грудь и поднялась к правому плечу, застряв под лопаткой. Поскольку случай считался безнадежным, единственной целью хирурга было максимально облегчить страдания раненного в течение тех нескольких часов, которые, по предположениям медика, офицеру оставалось жить. Но, ко всеобщему великому удивлению, через несколько недель он встал на ноги и, не успев добраться до Англии, совершенно выздоровел, или, по крайней мере, к нему вернулись здоровье и аппетит. Однако после ранения он утратил способность принимать лежачее положение, и в течение тридцати двух лет своей последующей жизни он спал вертикально, опираясь в своей постели на подушки».

Несмотря на увечье, Мюррей не пал духом и не потерял тягу к активной жизни. Он продолжил военную карьеру и дослужился до генеральского звания. Характер джеймса Мюррея отлично характеризует анекдот, который рассказывали о нем в связи с малоизвестным у нас английским «майданом» - Гордонских беспорядков 1780 года. Суть которых заключалась в массовых волнениях лондонской черни в связи с принятием «Закона о папистах», который в значительной степени снижал гонения католиков на территории Великобритании. Сверху бунт подогревал лорд Джордж Гордон, спикер Палаты общин и глава протестантской ассоциации.

2 июня 1780 года, когда лондонская чернь грозила ворваться в Палату общин, полковник Джеймс Мюррей сидел рядом с лордом Джорджем Гордоном. Мюррей на раз просчитал ситуацию, выхватил шпагу и направил ее на Гордона, несмотря на то, что они были кузенами, и заявил о своем намерении пронзить того насквозь, если хоть один из бунтовщиков войдет в здание. Решительность и быстрота Мюррея спасли ситуацию, но он нарушил тысячу писанных и неписанных правил, обнажая оружие в парламенте, и ему было приказано извиниться перед спикером на коленях. Полковник Мюррей выполнил требование о сатисфакции, но, поднявшись с колен, достал носовой платок и вытерая им пыль, заметил: "Чертовски грязный дом, чем скорее он будет вычищен, тем лучше".
Выжил после смертельного ранения, но полжизни спал сидя  Джеймс Мюррей (1734-1794).), второй сын лорда Джорджа Мюррея, был настоящим шотландским аристократом и человеком недюжинных волевых качеств.
2 минуты
2353 читали