Найти в Дзене
194,3 тыс подписчиков

Рождество 1699 года запомнилось москвичам, ведь по центральным улицам неслись повозки с разряженными князьями, да боярами, а среди них и сам царь Петр I. Всешутейший и всепьнейший собор был любимой забавой царя.


«Во время Рождества устраивалась пышная комедия: знатные московиты по выбору царя облекаются в разные почетные должности, один изображает патриарха, другой – митрополита, сам царь – дъякона. Театральный патриарх со своими мнимыми священниками разъезжает по Москве в санях… Они заезжают к знатным людям, поют хвалу рождению Бога, а хозяин платит им, чтобы не вызвать гнев царя. Князь Черкасский предложил гостям тысячу рублей».

Скандальная пародия не оскорбляла моcквичей, ведь целью ее была не православная церковь, а католические кардиналы и папа. Хотя с годами православная церковь роптала на это развлечение. Но царь «признав за „дубинкой“ большие педагогические возможности, он не отказывался и от злой, кощунственной шутки, чтобы достичь своих целей».
В основном Всешутейший собор устраивал заседания на крупнейшие праздники: святки, в первую неделю Великого поста, на Вербное воскресенье.

Но Петр I не сам придумал эту шутовскую забаву. Натолкнули его на это и традиционные колядки, и маскарады, популярные в европейских странах, и грубоватые затеи, принятые при дворе византийских императоров.

Зачем? Так царь готовил народ к изменениям в укладе жизни, ориентируя на иные ценности. Не удивительно, что заседания Собора проводились именно в Москве, патриархальной столице, где был так сиен старый уклад.
1 минута
57,8 тыс читали