Найти тему
188,1 тыс подписчиков

Как живут современные оленеводы?


Рассказывает Анна Терентьева (Сорванова)
чумработница, Мурманская область

Моя мама еще застала времена, когда бригады оленеводов были по 14 человек. На всех надо было приготовить еду, одежду постирать, подшить... Плюс уборка. В общем, дел по хозяйству хватало. Сейчас бригады раза в два меньше.
Мы семья оленеводов. Дед был основателем колхоза, имеет орден Ленина. Мне олени достались от отца. Вышла замуж я тоже за оленевода, теперь «живем одним делом». Я, как и мама, являюсь чумработницей. Когда мужчины следят за стадом, готовлю еду и проверяю, чтобы кругом была чистота и порядок. На днях наша семья приехала на базу в тундру, на отел, где останется до лета. В июне вернемся в село Ловозеро, так как стадо уйдет к морю, а в августе — обратно в тундру, где пробудем уже до декабря. Когда находимся в тундре, в основном живем на базе, где стоят два деревянных дома, есть баня. Но олени пасутся не здесь, и, чтобы не преодолевать каждый раз много километров пути, мужчины ставят на месте куваксу (переносное жилище. — Прим. ред.) и устраивают дежурство. Подежурил — вернулся и снова ждешь своей очереди. Я с детьми нахожусь на базе.

У нас с мужем их четверо, и в тундру они ездят с пяти месяцев. Здесь хорошо, спокойно... Я сама выросла на лоне дикой природы, за счет чего много читала и гуляла, придумывала различные игры. Когда родители спрашивали, куда хочу поехать: в лагерь на море или в тундру — всегда выбирала второе. И сейчас мне очень тяжело, когда долго не могу вернуться на базу. Прямо в груди давит. А такое бывает каждую осень, так как старшая дочка учится в третьем классе. Весной проще: учительница дает задания, и мы делаем их тут же на природе.

Считаю, что нам, оленеводам, повезло. Мы не работаем от отпуска до отпуска, как делают многие горожане, а получаем удовольствие от того, чем занимаемся. И во время отдыха в селе мечтаем скорее вернуться в тундру, на работу.

Общения хватает и внутри команды, и внутри семьи. А недавно мы поставили на базе спутниковую тарелку, и появился интернет. Теперь можем поддерживать связь с интересующими нас людьми удаленно.

Я являюсь представителем коренного малочисленного народа саами, и для нас оленеводство — главное в жизни. Правда, цивилизация крупно по нему ударила. Порой туристов на базе больше, чем на Арбате людей, и на стада никто не обращает внимания. Разгоняют оленей, а нам опять собирай их по тундре. А это не самый легкий труд. 
2 минуты
1011 читали