Найти тему
50,4 тыс подписчиков

Ту-116 был разработан на основе бомбардировщика Ту-95М с целью осуществления межконтинентальных полётов представителей высшего руководства СССР.

Изначально для этих целей планировали использовать Ту-114, однако правительство опасалось, что самолёт не будет готов вовремя, поэтому дало добро на переоборудование двух Ту-95М. Чиновники не исключали дипломатических полётов в Америку. Ту-116 также получил обозначение Ту-114Д (дипломатический).
В техническом задании, выданном ОКБ-156, звучали следующие требования:
Лайнер должен получиться высококомфортабельным, способным осуществлять межконтинентальный перелёт с сопровождением и охраной представителей правительства. Помимо этого, Ту-116 должен был перевозить 400 кг багажа и до 24 пассажиров, включая обслуживающий персонал (бортпроводник, повар, штурман и т.д.).
С переоборудованного Ту-95 было снято всё вооружение. Внутри разместилась герметичная пассажирская кабина, состоящая из двух отсеков с иллюминаторами. Первый отсек был рассчитан на трёх персон (первые лица), а второй - на 20 пассажиров. Помимо всего вышеперечисленного, Ту-116 имел кухню, туалет и служебное помещение для охраны. В задней части днища гермокабины имелся опускаемый вниз входной трап.
Экипаж Ту-116 состоял из двух пилотов, бортрадиста, бортинженера, штурмана-навигатора и штурмана-лоцмана.
В пассажиркой кабине находились два бортпроводника и штурман, который информировал пассажиров об обстановке за бортом.
В хвостовой части фюзеляжа имелся контейнер с парашютом, предназначенным для экстренного снижения.
Всего было собрано два таких самолёта. Они имели гражданскую ливрею и регистрационные номера Аэрофлота.
23 апреля 1957 г. Ту-116 впервые поднялся в небо. Заводские испытания проводились вплоть до октября 1957 года. Второй борт был передан на госиспытания в феврале 1958 г.
Оба самолёта успешно прошли госиспытания, однако в правительственный парк так и не были переданы в связи с недостаточной надёжностью двигателей НК-12М (у них отсутствовала система всережимного автоматического флюгирования воздушных винтов). Ту-116 были переданы в строевые части ВВС.
Интересный факт: именно про Ту-116 ходит легенда о том, что Н.С. Хрущев отказался на нём лететь в Америку из-за особенностей расположения трапа.
Один из самолётов был утилизирован в 1996 году. Второй борт остался в Ульяновске в качестве музейного экспоната.
1 минута
658 читали