Найти тему
18 тыс подписчиков

[Fort], № 5

"Риф" - Что нам стоит форт построить!
Казалось бы все вопросы были решены и летом 1909 года начались работы по строительству орудийных оснований и их фундаментов.
Интересно, что форт "Риф" на тот момент являлся единственной артиллерийской позицией Кронштадтской крепости нового бетонного периода, где основания для 10-дм орудий ставились на ровном месте, без отрывки котлованов, а затем основания постепенно обсыпали привозным грунтом (в основном песком) до проектной отметки +3,6 м.
Активно велись работы на отмели - для бетонного бруствера бились круглые сваи и шпунтовые оградительные сваи, которые охватывали будущий "остров" (позицию) полностью кроме горжи. Сваи бились в четыре ряда с дальнейшей забутовкой пространства между головок свай валунным камнем, хрящом и щебнем. Вдоль этого свайного поля, со стороны моря, забивалась линия шпунтовых свай, которые предотвращали смещение грунта (песок, перенасыщенный водой, представлял собой очень подвижную массу) от воздействия волн, приливов и т.д. В итоге основные конструкции форта и сейчас покоятся на свайном основании, опираясь на коренные грунты (через сваи).

Работы потребовали больших объемом подготовительных мероприятий, так требуемые материалы (булыжный камень, строительный лес, цемент) доставляли на форт "Константин" (из Кунды в Эстонии), а уже от "Константина" на Риф доставляли по железной дороги (она не сохранилась, но сохранились арки в валах "Шанса".
Для иллюстрации трудоемкости работ можно привести следующий пример.
Когда в октябре 1909 года окрепла кладка фундаментов строители приступили к бетонированию оснований 10-дм батареи. Причем для соблюдения требований технологии работы по бетонированию велись в специально построенных дощатых утепленных сараях - "тепляках", в которых поддерживалась постоянная температура +10 градусов, при том, что по ночам уже были заморозки, а в ноябре наступили морозы. Такие "тепляки" использовали и при строительстве батарей на "Ино" и др сооружениях крепости. Более того, кроме "тепляков" построили ТЕПЛЫЕ КРЫТЫЕ ходы с узкоколейными участками железной дороги от батареи к бетонному заводу и камнедробильне! Как вы понимаете, бетонный завод и камнедробильню построили тоже рядом. Современному человеку (мне, по крайней мере) сложно представить, что в те годы проще (и дешевле) было рядом построить бетонный завод, чем доставлять бетон из удаленного места.

Пока строились фундаменты и основания для орудий был рассмотрен вопрос о минимальном мертвом пространстве перед 10-дм батарей. Считалось, что оси орудий батареи должны быть на такой высоте, чтобы при необходимости орудие могло вести огонь не только при нулевом угле, но и иметь угол снижения для прострела ближайших подступов к батарее. Оказалось, что при заданной высоте бруствера 2,4 м на существующих станках нет возможности обеспечить требуемый угол снижения, требовались новые станки, которых не было в наличии.
Приняли поистине "соломоново" решение - ставить орудия на прежние станки (минимальный угол +2 градуса), а по мере изготовления новых станков - произвести замену станков на батарее. Казалось бы двойная работа, но с другой стороны это позволило избежать переноса сроков ввода батареи в строй, тем более, что минимальная дальность в 3 версты (с учетом мелководья на Рифе) не давала больших оснований для беспокойства. А главное - реальности орудию такого типа и калибра ни разу не пришлось вести огонь на такое ничтожное расстояние.
Не надо забывать, что рядом были батареи другого калибра, но об этом в следующий раз.
Продолжение следует...
2 минуты
572 читали