Найти тему
12 подписчиков

Сегодня у меня было наблюдение: люди стесняются желать победы своей стране.

Это безусловно совершенно не нормальная ситуация. Потому что свои - это свои.
В какой-то момент гуманизм и христианское милосердие дошли до своих крайних точек абсурда, когда мир стал восприниматься абсолютной ценностью и самоцелью. Ради него надо отказаться от своих интересов и жить большой одной семьей. Все что угодно лучше, только не война. Такое когнитивное искажение. Почему искажение? - Потому что в исторической реальности за мир приходится бороться (si vis pacem, para bellum). Разные интересы, разные амбиции и при этом ограниченные ресурсы, обладание которыми дает различные бонусы. А между утопией и антиутопией разница бывает призрачной.
Более того, уже около полугода у меня стойкое ощущение, что люди представляют международное мироустройство как садовое товарищество. В СНТ да, у каждого частная территория, в чужие дела обычно лезть не принято (хотя и там есть оговорки), а на чужой участок без приглашения забираться - мягко говоря, дурной тон. Только вот геополитика - это не СНТ, а страны - не частная территория соседа. Есть сферы влияния, за которые всегда идет борьба и которые всегда делятся. Абсолютно все крупные игроки на мировой арене делают это. И "благословенный Запад" в том числе.
И тут, конечно, во весь рост встает давний культурный миф о Западе как образце всего (он существует в русской культуре века с 17, наряду с другим мифом - "Запад бездуховен". Оба действительности не соответствуют). Все, что идет оттуда - правильно и образцово. Надо быть как они, жить как они и пр. (Петр Алексеевич даже вот бордели завел на Руси, потому что углядел их в просвещенной Европе.) Им можно. Разгонять демонстрации, вводить вооруженные силы, угрожать и пр. и др. Нам нельзя. Такая черта русского интеллигента, о которой еще Достоевский писал, его уже много кто цитировал, я повторяться не буду, скажу только кратко: русский интеллигент себя считает европейцем. У него в голове противопоставление: цивилизованная Европа - немытая Россия. Там демократия (а это безусловно хорошо, просто потому что), права человека и уровень жизни (не уточнятся, правда, кому хорошо, чьи права, какие условия для уровня жизни и пр., т.е. восприятие совсем не критичное). Таким образом свои для него не здесь, а там (кто-то в этом признается, кто-то нет, кто-то даже не осознает впитанные культурны мифы и когнитивные искажения). В этом собака и зарыта. Уже много времени своя страна не воспринимается нашей интеллигенцией как своя. Такая вот сермяжная правда. К этому потом еще добавилась установка на космополитизм, и в результате получаем людей без Родины и флага. Причем людей, почитающих себя белой костью нации, но демонстрирующих мещанские потребности и ценности бюргера, лавочника: вкусно поесть, мягко поспать, айфончики, латте и пр. Естественно, любой человек хочет, чтобы ему было хорошо. Плохо, когда это стремление затмевает все остальное и становится целью жизни: "Сдали бы Ленинград - пили бы баварское".
Отсутствие пассионарности – это когда на смену идеалу героя (герой – это вообще-то персонаж амбивалентный в культуре, в нем есть свой баланс созидания и разрушения) приходит идеал сытого бюргера, весь мир которого сосредоточен вокруг удовлетворения своих потребностей и ублажения своего эго. Да, это отсутствие пассионарности может принимать порой причудливые формы отказа от потребления, стремления к природе и т.п. ньюэйджевской невнятице. Да, вместо отдельного домика в пригороде с заборчиком и газончиком может возникать идеал какой-нибудь хиппи-коммуны. Но роднит их одно – и там, и там нет места героям.
Герой – это не тот кто носит трико в обтяжку и имеет суперспособности – тот симулякр героизма, который умиротворяет образ героя в глазах массового потребителя и приспосабливает его к жизни непассионария. Герой – это тот, кто превозмогает себя и жизненные обстоятельства, судьбу, богов и т.д. Бросает вызов 1 против семерых без шансов на победу.
⬇️⬇️⬇️
3 минуты